Создание и сочинение песен — 5 элемент

Совсем недавно в личной беседе с одним из довольно успешных хитмейкеров зашла речь о качестве и масштабе песен. Разговор традиционно вертелся вокруг темы хитовости и успешности песен. Вначале, упоминаемый мной хитмейкер, бескомпромиссно заявил – есть два вида песен – песня либо хит, либо не хит :)
Однако позже речь зашёл о масштабности песен и предложенная классификация мне очень понравилась.

Сегодня я хочу поделиться ей с Вами и дополнить своими сугубо музыкальными замечаниями и наблюдениями. Думаю предлагаемое разделение песен очень субъективно и не всем понравиться, но, тем не менее, это наводит на мысли о песнях и творчестве в целом. Как мне кажется, в таком анализе, и рождаются формулы успешных песен.
Итак, предложенное разделение песен основано на топографическом влиянии, если можно так выразиться.
Масштабность песни можно определить, как

1) Кухонно-квартирную
Это песни интересные только автору и максимум его семье и друзьям и то, как правило, по принципу – раз ты сочинил, значит хорошо. Тематика таких песен банальна и заезжена, гармония и мелодика представляет собой набор шаблонных ходов. В целом такие песни не запоминаются и не вызывают никаких эмоций и чувств.

2) Региональную – это песни масштаба города. Такие песни представляют интерес в рамках сформировавшейся тусовки определенного направления и могут охватить максимум 100-200 слушателей (здесь подразумевается количество людей способных хотя бы насвистеть мотив песни). В отличие от предыдущей категории в этих песнях могут присутствовать относительно оригинальные мелодии, слова и гармония. Однако все это звучит в рамках уже созданных жанров и стереотипов. Образная сфера также довольно ограниченна и касается слишком личных переживаний автора, которые никому особо не интересны в силу того, что они не вызывают резонанса. Хотя в редких случаях такие песни при хорошем продюсировании все же могут перейти в следующую категорию
3) Масштаб страны – это не обязательно гениальные песни, но главное их качество способность вызывать резонанс у тысяч и сотен тысяч слушателей. И маркетинг здесь стоит на втором месте после самой песни (хотя без него тоже не обойтись). Многие песни масштаба страны нигде не ротируются и имеют минимум рекламы. Как правило, песня содержит хук, изюминку, оригинальный подход и необычную образную сферу (хотя тематика может быть очень банальной). В таких песнях переживания автора показаны так, что они резонируют с массовым сознанием. Это обеспечивается определенной нейтральностью и намеренным избеганием деталей (Например, в песнях второго типа очень часто можно встретить упоминания никому не понятных мест, городов, людей и т.д. понятных лишь автору и его фанатам). Исключения - это Владивосток 2000 и им подобные песни.
4) Песни мирового масштаба
Здесь все понятно. Это песни на века, которые известны все планете. Идеальное сочетание всех элементов – вдохновения, разума и т.д. Каждый может назвать огромное количество таких песен. Хрестоматийные примеры – это работы Beatles, Led Zeppelin, Michael Jackson и т.д.

Самое важное, что это классификация масштабности песен не всегда действует на их распространение. То есть песня кухонного масштаба может внезапно стать известной среди тысяч людей, а песня мирового масштаба будет известна только 10 людям – здесь как раз уже все зависит от маркетинга.
Отличаются ли песни разного масштаба в музыкальном плане?
Поскольку для этого, наверное, нужно проводить специальное исследование, то однозначно ответить нельзя. Могу лишь, основываясь на своем опыте, сказать, что грамотно построенные песни с интересной гармонией и продуманным текстом имеют больше шансов попасть в 3 категорию, чем трехаккордовые опусы, написанные по наитию.
Таким образом, при создании песни Вы можете работать не только над каждым из 4х элементов песни (текст, мелодия, гармония, ритм), но и подключить пятый элемент - масштабность, что позволит Вам более обдуманно выбирать выразительные средства.

»crosslinked«

9 thoughts on “Создание и сочинение песен — 5 элемент

  1. да, интересная классификация. поможет фильтровать элементы песни при создании. сразу поймешь, что ты будешь играть на кухне с подвыпившими товарищами либо будешь выступать с претензией на известность.

  2. Здравствуте, уважаемый Денис Чуфаров. Давно интересовался следующим вопросом: как известно в авторах на дисках указываются кто написал музыку (music by), текст песни (lyrics by) и кто сделал аранжировку (arranged by). Я хотел узнать какие отдельные обязанности относятся к каждому из этих людей. с аранжировкой понятно — благодаря Вашему недавнему курсу я понял, какой большой объём работы выполняет аранжировщик — и инструменты выбирает, и партии их пишет и балансы выстраивает. А вот что именно делает человек lyrics by — он придумывает только слова, или мелодию куплетов тоже? или же это компрозитор в нотах сначала ему показывает какой должна быть партия куплета и на эти ноты уже придумываются слова?

    Денис Чуфаров Reply:

    lyrics by — это тот кто написал текста, при этом текст пишеться как уже на готовую мелодия, так и наоборот на готовый текст пишеться мелодия. Также бывает смешанный вариант когда часть песни пишеться на текст, а часть текста подгоняется под мелодию.

    Music это обычно тот кто создает мелодию и гармонию + основные мелодические линии

    Денис Чуфаров Reply:

    lyrics by — это тот кто написал текст, при этом текст пишеться как уже на готовую мелодия, так и наоборот на готовый текст пишеться мелодия. Также бывает смешанный вариант когда часть песни пишеться на текст, а часть текста подгоняется под мелодию.

    Music это обычно тот кто создает мелодию и гармонию + основные мелодические линии

Добавить комментарий