5 ступеней освоения импровизации

С точки зрения педагогики, при обучении любой дисциплине очень важно иметь вектор движения, который помогает отслеживать прогресс и вводить измеримые величины для определения уровня владения определенными знаниями.

Самый простой пример — это школа, училище, консерватория или академия для музыканта. Разделяя образование на три уровня, мы можем примерно представить, на каком этапе развития находится музыкант. Для этого даже используют специальную терминологию. Например, музыкант консерваторского уровня. Это показывает именно уровень игры, а не сам факт наличия образования.

Данная система деления актуальна для многих видов искусств, но сегодня я хотел бы рассказать о пятиступенной системе обучения импровизации. В соответствии с ней Вы можете определить Ваш уровень владения этим искусством и сформировать верный вектор движения. Удобство этой системы еще и в том, что всем нам со школы известна пятибалльная система оценок, которую можно, немного переработав, применить к описываемой мной схеме.

Ниже я опишу все пять ступеней и дам их краткую характеристику, которая, как я надеюсь, поможет Вам определить тот уровень, на котором Вы находитесь в данный момент.

Итак, первый уровень

1. Начальный, или новичок

Также очень часто говорят «чайник». Это первый этап освоения импровизации. На этом этапе Вы осваиваете базовые элементы, из которых состоит импровизация практически в любом стиле. Сюда входит: изучение тональностей, детальная проработка основных гамм, изучение аккордов и соответствующих им ладов, а также умение создавать и развивать импровизационные идеи. На этом этапе Вы учитесь работать с небольшими музыкальными построениями, мотивами и фразами и осваиваете приемы из развития. Также этот уровень включает изучение базовых секвенций и ритмических шаблонов, характерных для изучаемого стиля.

2. Ученик 

Следующий этап. Уже имея некоторую базу, Вы можете приступить к созданию музыки. Этот этап включает более углубленное изучение ладов, хроматики и сложных аккордов. Кроме того, на этом этапе аккорды изучаются не изолированно друг от друга, а в составе простых аккордовых последовательностей. На этом уровне вводиться изучение характерных приемов стиля (например, swing feel, синкопы) и проработка небольших музыкальных форм (песенная, двухчастная и т. д.). Также добавляется работа с более сложной ритмикой (размеры и простая полиритмия).

 

3. Промежуточное звено (Intermediate)

Этап, связанный с углублением полученных знаний. Здесь мы изучаем искусственные гаммы и их использование, а также все 6 основных ладов западно-европейской музыки. Кроме мелодического развития фраз, на этом этапе вводится более сложное ритмическое развитие, изучение нелинейных и хроматических секвенций. Также данный этап включает детальную проработку динамики и экспрессии, артикуляции.

4. Сильный (Strong) 

 

На этом этапе Вы уже владеете почти всеми навыками, необходимыми для создания совершенной импровизации. Здесь Вы учитесь использовать знания для расширения Вашего музыкального языка. На этом этапе необходимо изучать стили других музыкантов и использовать чужие фразы для построения своего уникального стиля. Этот этап включает значительное расширение словаря не только за счет заучивания чужих фраз, но и за счет наработок своего собственного. Также на этом этапе изучаются наиболее сложные образцы стиля, аккордовых последовательностей и т. д.

5. Продвинутый

 

На этом этапе Вы уже можете создавать совершенные импровизации любой длины, однако это не означает окончание обучения. Этот уровень предполагает изучение самых сложных приемов, таких как игра вне тональности, техники политональности и полимодальности, использование двух октавных ладов, несимметричной фразировки, аритмичные фигуры, редкие лады, нестандартные формы, смещение стилей, скоростные техники импровизации и т. д. По сути, этот этап будет самым долгим, так как не закончится никогда. Постоянные поиски и работа над стилем — характерная черта любого импровизатора.

Итак, мы с Вами познакомились с пятиступенной системой освоения импровизации. Это наиболее прозрачная схема, которая позволяет в сравнительно короткий период освоить искусство импровизации на очень хорошем уровне.

Эту же систему я использую в своих занятиях и занятиях с учениками.

»crosslinked«

Добавить комментарий