7 рекомендаций по аранжировке струнных

Приветствую Вас!

Струнная группа достаточно широко применяется в современных аранжировка, как в поп-музыке, так и в рок, фолк-направлениях. Считается, что струнные придают аранжировке особенный шарм и более теплое звучание.

Добавление струнных в аранжировку достаточно сложный процесс, который требует очень большого внимания к деталям.

Например, неправильное количество инструментов может привести к дисбалансу или к тому, что партия струнных будет звучать вне аранжировки.

В данный момент я готовлю новый курс из серии Библиотека Аранжировщика, которые будет полностью посвящен приемам аранжировки струнных в современной музыке. И в качестве подготовительного материала предлагаю вам ознакомиться с базовыми правилами работы над струнной группой в современной музыке.

1. Постарайтесь ограничить разделение группы струнных на отдельные партии. Чем больше инструментов исполняют одну партию тем более слитное и сбалансированное звучание получается. Для разделения любой группы струнных или нескольких групп пользуйтесь формулой 2:3.

2. Как правило, лидирующая партия (мелодия, главный голос) исполняется большим количеством инструментов. Например, если у нас есть 4 инструмента, то для главного голоса мы используем 2 инструмента, один для контрапункта, один для баса ( например скрипки, альт, виолончель). При разделении голосов внутри группы можно использовать разный подход. Например, для группы из 12 скрипок это в одном случае может быть разделение 6-6 либо 4-4-4, а в другом 8-4 и 6-3-3.

3. Виолончель в одиночку может быть противопоставлена небольшому ансамблю, в то время как для баланса со скрипка нужно будет не менее 2-х альтов. Это базовая схема для сохранения звукового баланса. Для главной линии в таком случае необходимо 3 скрипки и лишь за редким исключением 2 ( для трелей или термоло)

4. При повышении диапазона мелодии баланс ансамбля сохранять гораздо сложнее. Так при ограниченном наборе инструментов аранжировщик вынужден компенсировать их отсутствие разделением инструментов на группы. Но при повышении диапазона часть инструментов из одной группы необходимо задействовать во второй. (например при переходе первых скрипок во вторую и выше октаву их необходимо поддержать скрипками из второй группы иначе баланс голосов может нарушиться, в то же время для заполнения средних голосов нужно будет использовать альты).

 

5. Также с повышение диапазона необходимо контролировать слитность голосов при изложении гармонии, так как ее звучание может стать дисбалансированным. Для этого, во-первых, необходимо ограничить нижнюю часть диапазона примерно нотой E-F малой октавы. Также для ограниченного состава струнных изложение аккордов лучше выбирать в широком расположении. Хотя возможно изложение и блок аккордами, все же для небольших составов оно не так характерно.

6. В те моменты когда необходимо усилить звучание, получить кульминацию, особенно в моменты проведения пассажей скрипок разумнее всего использовать дублирование, как минимум одной группой.

7. При изложении гармонии в любом ансамбле помните об основном тоне аккорда. Обычно эта нота излагается в басовом голосе. И для многих аранжировщиков является нормальным дублировать эту ноту взятую у виолончелей с помощью контрабаса. Однако наличие резонанса делает этот прием необязательным, а иногда и лишним, так как вместо усиления басовой линии он приводит к возникновению грязи. Лучшим решение здесь будет дать пространство между контрабасом и виолончелью, а также использовать независимые партии для этих инструментов. Такое изложение является более приемлемым для современной аранжировки, несмотря на то, что в целом противоречит классическому стилю оркестровки.

»crosslinked«

9 thoughts on “7 рекомендаций по аранжировке струнных

  1. Денис, не вздумайте останавливаться! -) Таких, как вы, очень мало!
    Тема струнных (особенно в рок-песне) крайне важна!
    А то, что мало кто вам отвечает, так скажу за себя, что я в офисе так заматываюсь, что на музыку остается очень мало времени(((. Только вечера и выходные. С чем и борюсь.
    Лично я с нетерпением жду от вас практическую школу по аранжировке струнных в рок-песне (с примерами, примерами!). И желательно не очень сложную! :-)

  2. Денис,
    в любом случае тебе огромное спасибо.
    Но я предлагаю тебе провести практическое занятие
    от мелодии к аранжировке.
    Пусть кто-нибудь, могу я, напеть придуманную мелодию и ты покажешь как мелодия оформляется в музыкальное произведение на практике.
    К стати, можно взять хорошую мало известную мелодию. Выбрать ведущий голос и продемонстрировать на этой голосовой мелодии тот же самый путь. Интересно, что получится в сравнении с уже написанным музыкальным произведением. Каким будет новое произведение?

    1. Спасибо Вам Влад за комментарий.
      По поводу вашего предложения — оно у меня вызывает если не слезы, то по меньшей мере странное чувство. Опять мне кажется, что все что я делаю уходит мимо людей.
      У меня уже есть такой материал о котором Вы говорите — во первых это бесплатная лекция Аранжировка на практике — в которой я на мелодию песни Sex Bomb делаю готовую аранжировку с пояснениями.
      Во-вторых, есть курс Практическое Создание Песни — в ходе которого в начале сочиняю песню, а потом полностью аранжировываю.

      В итоге получается что Вы простите меня сделать, то что я уже итак сделал.

  3. Спасибо Вам, Денис, за интересные курсы. Не секрет, что далеко не каждый (даже с музыкальным образованием)сумеет правильно определить гармоническую последовательность популярных песен, с модуляциями и отклонениями. А научиться делать аранжировки, писать РЕМИКСЫ на темы известных мелодий хочется многим, не обладающим, к сожалению, необходимым для этого хорошим слухом. Я считаю, что, если не обладаешь хорошим слухом, никакая теория тебе не поможет. Конечно, слух можно развивать по различным методикам. Но на это нужно время, а написать аранжировку многим хочется уже сейчас, пусть даже примитивную, чтобы увидеть результат, поверить, что смогут.

    1. Этим мы мы и занимались например с участниками тренинга Магия аранжировки. Уровень подготовки был у всех разный, но задания нужно было выполнять — поэтому даже без нужной подготовки участники делали задания, то есть погружались сразу же в практическую среду.

  4. Денис твой самый большой грех это — консерватория. Ты говоришь на языке для тебя родном, а для многих вообще не известном. У меня за плечами неоконченная муз школа и то мне трудно, а порой невозможно отследить ход твоих рассуждений.

Добавить комментарий