9 ошибок оркестровщика и аранжировщика

Привет!

Сегодня я хочу поговорить о наиболее распространенных ошибках, которые делают начинающие композиторы при написании музыки/партитур для симфонического оркестра. Однако ошибки, на которые я хочу обратить Ваше внимание, также довольно часто встречаются не только в симфонической музыке, но и в аранжировках музыки в стиле рок, поп и т. п.

В целом ошибки, с которыми сталкивается композитор, можно разделить на две группы:
Первая — это недостаток знаний и опыта. Это легко исправляемая составляющая.
Вторая — это недостаток жизненного опыта, впечатлений и в целом неустоявшееся мировоззрение. Это сложно объяснить, но эта часть порой важнее, чем получение знаний. О ней я скажу ниже.
Итак, рассмотрим 9 ошибок, на которые стоит обратить внимание.

1. Бессознательное заимствование
Об этом я уже упоминал в одном из своих подкастов (неосознанный плагиат). Неосознанный плагиат или бессознательное заимствование — грабли, на которые наступают практически все. Один из способов борьбы с этим — слушать как можно больше самой разной музыки. Как правило, если Вы слушаете одного композитора или исполнителя, то он очень сильно влияет на Вас, и элементы его музыки проникают в Вашу. Однако если вы слушаете 100-200 и более разных композиторов/групп, то Вы уже не будете копировать, а будете создавать свой уникальный стиль. Заимствования должны помочь Вам, а не превратить Вас во второго Шостаковича.

2.Отсутствие баланса

Написание сбалансированной партитуры — довольно сложный процесс; при изучении инструментовки отдельное внимание уделяется звучности каждой группы оркестра в сопоставлении с другими. Каждое многослойное созвучие требует знания динамики отдельных инструментов.

Глупо писать аккорд для трех труб и одной флейты, так как флейты не будет слышно даже в средней динамике трех труб.

Таких моментов очень много.

Например, флейта пикколо может пробивать целый оркестр. Многие тонкости приходят с опытом, но большую роль играют знания.

Также важную роль играет выбор фактуры — сцепление, наслоение, наложение и обрамление при наличии одних и тех же инструментов требуют разной динамики. Это касается не только оркестра.

При насыщенности рок- и поп-аранжировки также важно учитывать этот момент, а не полагаться на сведение. Как правило, хорошая аранжировка не требует вмешательства со стороны микшера (имеется в виду человек, занимающийся сведением).

3. Неинтересные текстуры
Использование однообразных текстур на протяжении большого отрезка времени очень утомляет слушателя. Изучая партитуры мастеров, Вы увидите, что изменения в оркестре могут происходить каждый такт, что постоянно вносит новые краски. Очень редко мелодия играется одним инструментом. Постоянно вводятся дублировки  смена тембров и т. д. Лучший способ избежать однообразия — изучать чужие партитуры и детально анализировать используемые приемы.

4. Лишние усилия

Это использование необычных приемов игры, таких, которые требуют от исполнителей чрезмерной концентрации. Как правило, с помощью простых приемов можно создать более благозвучную партитуру.

Применение редких приемов должно быть обоснованно и может быть принято только в том случае, если нужный эмоциональный эффект нельзя получить другим способом. Конечно, Стравинский использует ресурсы оркестра на пределе возможностей, но это стоило ему нервов. В общем, чем проще, тем лучше. Если же надумаете сочинять авангард, сначала найдите оркестр, который готов это сыграть :)

5. Отсутствие эмоций и интеллектуальная глубина
Баланс, о котором я постоянно твержу.

Вы должны жить интересной жизнью для того, чтобы в Вашей музыке были эмоции. Практически все композиторы путешествовали и вели интенсивную общественную жизнь. Сложно черпать идеи, если Вы закрыты в четырех стенах. Также важна интеллектуальная составляющая — Ваша музыка должна отражать Ваше мировоззрение.

Изучение философии, эзотерики, смежных искусств — это не прихоть, а необходимое условие для Вашего творческого развития. Чтобы писать великую музыку, нужно прежде всего быть великим человеком внутри.

То есть парадоксально, но, чтобы писать музыку, недостаточно обучаться только этому. Нужно еще и уметь общаться с людьми, природой и т. д.

6. Истерия и интеллектуальная перегруженность
Избыток чувств или холодной интеллектуальности приводить к музыкальному фиаско. Музыка должна быть эмоцией, контролируемой разумом, в противном случае Вы рискуете потерять саму суть музыкального искусства.

7.Шаблонная работа
Использование устоявшихся штампов, клише и т. п. убивает саму суть творчества.

Чем тогда вы лучше автоаранжировщика?

Важно работать над уникальностью каждой Вашей работы, будь то партитура или аранжировка поп-песни, в ней должно ощущаться Ваше Я. Это развивается постоянным поиском новых приемов, скрещиванием стилей и стремлением избежать повторений. Конечно иногда хорошо использовать шаблоны, так как они хорошо звучат, но в результате Вы теряете самое ценное — себя.

8. Незнание инструментов
Очень часто неправильно используются диапазоны инструментов, плохое знание техник приводит к тому, что оркестранты не могут исполнить Ваши партии.

И, что самое интересное, удачно написанная партия хорошо звучит даже на VST, а партии, написанные без учета особенностей инструмента, даже в живом исполнении будут звучать не очень убедительно.

Приведу простой пример.

Поскольку я гитарист, то мне для того, чтобы определить играемость партии, достаточно просто посмотреть в ноты, чтобы понять, насколько партия подходит гитаре. То есть большинство партий физически играемы, но они либо настолько неудобны, что просто нет смысла их учить, либо написаны так, что, даже будучи сыграны на гитаре, они будут звучать как другой инструмент. Чтобы этого избежать, нужно изучать сольные произведения для инструментов, для которых Вы пишете. А желательно научиться базовым приемам игры.

Например я умею играть на всех инструментах рок-группы + труба, флейта, контрабас и некоторые ударные. Это не значит, что я могу взять и сыграть хотя бы внятную мелодию, но если будет нужно, то смогу разучить и хоть как-то коряво сыграть :)

А лучше всего найти солиста и показывать ему Ваши наработки, так Вы очень быстро научитесь писать играемые удобные партии. Кроме того, важно, чтобы Ваши партии легко игрались с листа или быстро снимались (если Вы пишете для сессионных музыкантов).

9. Искусственно звучащие партитуры
Поскольку большинство авторов работает с VST, очень важно, чтобы Ваши партитуры звучали реалистично практически без исправлений. Как я уже писал выше, хорошо написанные партии звучат хорошо даже в обычном MIDI. Это касается и рок-состава, и полного симфонического оркестра. Важно сделать так, чтобы слушатель не думал: оркестр звучит механично или барабаны синтезаторные. Конечно, при внимательном прослушивании всегда можно отличить живое исполнение от программного, но не-музыкант и 90% музыкантов не смогут этого сделать при условии, что Вы выполнили Вашу работу на отлично.

Удачи и избегайте ошибок.

»crosslinked«

36 thoughts on “9 ошибок оркестровщика и аранжировщика

  1. Согласна, Денис, Вы рассуждаете очень разумно, мне приходилось с этими вопросами сталкиваться: писала для флейты, скрипки, домры, балалайки и оркестра народных инструментов, спасибо за советы…

  2. Причина того, что не проходит, та же что и «5. Отсутствие эмоций и интеллектуальная глубина». Даже если творчество таких людей не будет заимствованием, интереснее оно от этого не станет. А если с п.5 все в порядке, то п.1 проходит сам, потому что есть что сказать :)

  3. позвольте и мне внести свои пять коп. чисто конкретно,если кто не в курсе,мне напр.очень помогает multitrack ,набираешь в торентах ,там конечно очень мало,но на безрыбьи …, или тут собрались одни абсолютники с цветным слухом? тогда ,пардоньте.

  4. Посмотрел в других комментариях. Денис обещал ещё выложить примеры своих хитовых песен (ведь курс о создании хитов есть). А также хочется услышать пример оркестровки Дениса — живой или на эдироле, хотя бы. И там и тут ни песня ни оркестровка так и не представлены. Я бы купил какой-нибудь курс, может даже поучиться поступил со временем, но хочется гарантий, а именно услышать хитовую песню Дениса и его оркестровку.

  5. Денис, если Вы говорите про Cadenza of Water или Spring Wind, то пункту 9 это никак не соответствует. Оркестр на живой не похож и близко. Да и зацепиться не за что. Я не услышал в этих темах мелодии. Хоть бы немного хитовой. Ну, я имею в виду что-то типа саундтрековой музыки. Чтобы хоть немного запоминалось.

  6. Понимаете, Денис. Я любитель, просто слушатель со стажем. Пытался писать сам — мало получается. Особенно хотелось писать именно для оркестра. Друг дал почитать Вашу статью. Мне понравилось как написано, но захотелось узнать как пишет сам автор статьи. Если Cadenza of Water это лучшее, что у вас есть для оркестра, то я немного разочарован.

  7. Это довольно старая работа из последних это humoreska. Кроме того почему то все ждут от симфонической музыки саундтрекового звучания — мне эта концепция совсем не близка.»Оркестр на живой не похож и близко» — либо Вы знаток оркестра и ходите на концерты каждый день и дирижировали настоящим оркестром — либо судите о звучании оркестра по записям. Не буду утверждать,что это 100% идеальное звучание — но и с Вашим утверждением согласиться не могу

  8. Денис, я действительно бываю на концертах симфонической музыки. Мне это интересно повторюсь.И записи слушаю тоже. Живой от неживого отличу. На рмм форуме слышал работы сделанные на компьютере. Там бывает не отличишь реально. У вас слышно, что неживой оркестр. Но вы же утверждаете, что эдиролом можно добится настоящего звучания. Саундтрековое звучание — это не обязательно. Пусть будет как у классиков. Если это старая, почему не выложить юмореску?

  9. Ну замотивировали:) вызов принят) Начал записывать Дебюсси сегодня — заодно прокачаю оркестровые навыки. Посмотрим,что из этого выйдет

  10. Ну проблема в том,что есть такое понятие как субъективная оценка.А мою музыку Вы заранее будуте оценивать со стороны — » как же он Vst использовал». А здесь будет слепой тест — три записи одного произведения — из них 2 живые и одна программная.
    В качестве эксперимента. Просто я не верю в то, что 90% музыкантов легко отличат живой оркестр от не живого даже при среднем программировании. Поскольку очень важен субъективный фактор. Раньше например при появлении электрогитары — многие путали ее с саксофоном. А свою музыку тоже выложу

  11. Ну знаете ли — партитуру набрать сначала нужно — потом humanazing сделать и проч) А учитывая,что я сейчас плотно занят записью альбом в международном проекте и плюс еще тренинг по композиции веду,то только после нового года сделаю.

  12. Мне очень странно, что у Вас, Денис, неоказалось примера оркестровки. Советы Вы пишете в такой манере, как будто у Вас за плечами десятилетия работы с оркестром, а малейшего примера под рукой и нет, надо заново писать.

  13. Ну для оркестра я пишу не 10 лет,а около 5. Примеры работ выложены на странице кто мы? вопрос стоял не о конкретно оркестровке, а о звучании близком к живому.

  14. Для нубов — краткая шпаргалка по грамотному программированию партий:
    1) Длина нот играет значение, между отрывистым и плавным звучанием огромная разница
    2) Сила (velocity) нот играет не меньшее значение, особенно если тембр зависит от нее.
    3) Подтяжки (бенды) — их надо программировать в зависимости от инструмента и стиля, некоторые инструменты не могут тянуть (фортепиано)
    4) Вибрато — способ выделить некоторые ноты
    5) Если партия не одноголосая, смотри в оба за голосоведением.

  15. Анатолии (оба), ну что вы накинулись на Денчика как чайки )). Используя кубэйс или ему подобный софт + миди клавиатуру + VST плагины, можно действительно добиться реалистичного звучания, я уже молчу о профессиональных синтезаторах (тупо дорого). Мне попался VST пак струнно-смычковых (весит около 50Гб), так вот используя его, складывается впечатление, что рядом сидят товарищи струнники и льют мне свою божественную, аля МГК, музыку прямо в уши.

  16. Я послушал треки с оркестровками. Мне кажется… тут народ на них накидывался из-за несколько пластмассового неудачного сведения. Очень специфический звук получился. Я знаю, что такое происходит, когда сильно вмешиваются в синусоиды и кромсают частоты. И еще один момент, почему-то панорама в треках крайне узкая… До удивительного узкая… Иногда впечатление, что пространство с однокопеечную монету (образно говоря). Непонятно, почему. Еще поэтому может несколько блеклое неестественное звучание. Не знаю, кстати, как так умудрились сделать, это нужно было специально постараться… Это что-то из разряда непонятных простому смертному фишек звукорежиссеров, которые зачастую, живут в каких-то своих виртуальных мирах)))

  17. Цитата: «Также важную роль играет выбор фактуры — сцепление, наслоение, наложение и обрамление при наличии одних и тех же инструментов требуют разной динамики.» А где можно подробно почитать что собой представляют эти разновидности фактуры?

Добавить комментарий