Урок 4.Роль бас-гитары в аранжировке

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса

При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара на ряду с ударными всегда составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора.

При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило большинство современных vst плагинов (если Вы пиши аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д.

Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполенения трех типов:

  • Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)
  • Арпеджированные (в джазе не применяется, но в других стилях очень часто)
  • Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения.

Существует несколько разновидностей риффового баса

  • Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)
  • Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b).
  • Смешанный

3.Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой.

Пример из песни One of Us:

4.Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой.

Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +—+—+- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

Пример:

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16.синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя  щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример партии: «metallica am i evil»

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

»crosslinked«

3 комментария(-ев) на “Урок 4.Роль бас-гитары в аранжировке

Добавить комментарий