Целотоновая гамма

Ранее я уже говорил об одном из популярных искусственных ладов - уменьшенной гамме. Как и большинство искусственных ладов, она относится к ладам ограниченной транспозиции.

Другой не менее популярной гаммой является целотоновый лад или целотоновая гамма. Также в русском музыкознании ее часто называют ладом Черномора, так как эта гамма была использована в опере "Руслан и Людмила" для характеристики образа этого героя.

Как понятно из названия, в этом ладу все ноты отстоят друг от друга на расстоянии целого тона.В результате чего эта гамма является гексатоникой (то есть ладом, состоящим из шести тонов).

Существует всего две разновидности целотоновой гаммы.Для удобства их записывают так:


Запись данного лада от нот С и B условна, так как ноты, расположенные на одинаковом расстоянии, не создают ладовых тяготений, и опорным тоном лада может стать любая нота. Кроме того, в этом ладу образуются всего два увеличенных трезвучия (на I и II ступени), а остальные являются их обращениями (так же, как и лады, построенные от этих ступеней). Поэтому невозможно определить тонику лада, так как само увеличенное трезвучие неустойчиво. Таким образом, для данного лада отсутствуют типичные каденционные обороты.

Целотоновая гамма имеет своеобразное сказочно-неопределенное звучание, что объясняет сферу ее использования в классической музыке.

Поскольку терцовых аккордов в данном ладу выбор небольшой, то естественно, что композиторы XX века использовали самые разные сочетания интервалов. Например, известный Прометеевый аккорд Скрябина происходит из вертикализации целотонового ряда с альтерацией одной ступени:

Кроме того, очень эффектно звучит использование целотоной гаммы в тональном контексте.

В целом, в академической музыке XX века целотоновая гамма используется, как правило, в сочетании со сложной гармонией, либо в контексте полимодальности.

Рок- и джаз-музыканты также не обошли этот лад стороной.

В джазе и фьюжн-музыке целотоновая гамма используется для обыгрывания альтерированного септаккорда, так как содержит в своем составе наиболее острые b5 и #6 ступени и септиму. (На первой ступени лада можно построить аккорд 7#5)

Естественно,что Dream Theater используют эту гамму также очень часто (например, в Overture 1928)

Яркий пример использования целотоновой гаммы в поп-музыке - песня Стиви Уандера "You Are the Sunshine of My Life" (3-4 такты)

 

 

Также, что удивительно, целотоновый лад встречается в индийской музыке в раге под названием rāga Sahera.

Это единственное, что я нашел. Если Вы знаете подробнее об использование целотоновой гаммы в индийской музыке, то буду рад Вашим дополнениям.

Данный лад является интересным по звучанию и обладает большим потенциалом для выражения самых разных образов. Так что если его пока нет в арсенале Ваших выразительных средств, не забудьте его освоить.

 

 

 

»crosslinked«

Добавить комментарий