Джазовая гармония (часть 2)

Продолжая исследования функциональности аккордов в джазе, мы придем к тем же функциям, что и в классической музыке, несмотря на то, что основа джазовой гармонии это септаккорды.

Тонический аккорды в джазе это maj7, может быть заменен близкими по функциональности аккордами IIIm7 и Vim7. Здесь нужно понимать, что для джазмена аккорд Cmaj7 это всего лишь показатель функциональности. Нет никаких преград для того, чтобы добавить к нему нону и получить Cmaj9 или добавить сексту и получить Cmaj7/6. Аккорды Cmaj9 содержит в себе полностью все звуки Em7, а Cmaj7/6 все звуки Am7.

Если посмотреть на эти аккорды с позиции тяготения ступеней, то очевидно, что Am7 более стабилен по звучания, во-первых, как тоника параллельного минора, во-вторых, как аккорд без сильных тяготений, в отличие от Em7, который содержит 2 неустойчивых ступени 2 и 7.

Для замены базового аккорда субдоминанты используем септаккорд второй ступени Iim7 это тоже не новый подход. Из курса классической гармонии известно, что Бетховен использован субдоминанту в виде трезвучия или септаккорда второй ступени гораздо чаще, чем трезвучие 4 ступени. Септаккорд второй ступени содержит в своем составе 3 неустойчивые ступени и является основной базового оборота джаза II-V, в котором заменяет субдоминанту. И получается, что если для классической гармонии нормативное движение это трезвучия SD или IV-V или FG в до мажоре, то для джазовой гармонии основа это движение Iim7-V7 или Dm7-G7 в до мажоре.

Доминантовая функция

Основа доминантового звучания это тритон между 4 и 7 ступенями мажорного лада. Таким образом, любой аккорд содержащий этот тритон мы логично можем отнести к доминантовой функции. Из курса классической гармонии мы знаем, что доминантовую функцию в чистом виде может выполнять также трезвучие 7 ступени. Но в джазовой гармонии такой подход не применяется и септаккорд 7 ступени, который является полууменьшенный для мажора, не используется в качестве доминантовой функции. Для джазовой гармонии характерно квартовое движение баса от доминанты к тонике. Поэтому основной аккорд доминанты это 7 или sus.

Таким образом получили 3 аккорда для тоники I, III, VI

2 аккорда для субдоминанты – IV, II

1 аккорд для доминанты – V

Прогрессии аккордов

Попробуем проанализировать природу аккордовых прогрессий. Используя для этих целей явления из жизни, мы можем предположить, что если какие-то элементы (аккорды) находятся в движении, то они могут проходить несколько стадий:

1) Начало движения – импульс

2) Собственно само движение – прогрессию

3) Нарушение движения — регрессия

4) Завершение – разрешение

Основа джазовой гармонии диатонические прогрессии, то есть движение аккордов внутри тональности. Несмотря на то, что в музыке существует очень большое количество вариантов движения, в джазе их количество ограничено и подчинено определенным принципам. Например, многие последовательности начинаются с тонического септаккорда, а заканчиваются какой-либо разновидностью каданса типа II-V и его вариациями.

Поступенное движение

Самый простой вариант взаимодействия аккордов похожий на движение по гамме. По сути, у нас есть только 4 варианта движения – на малую или большую секунду вниз и на малую или большую секунду вверх. При этом в диатонике количество таких движений ограничено двумя, одно вверх и одно вниз. Например, Cmaj7 – Dm7 и Сmaj7 – Bm7b5. Септаккорды расположенные в секундовом соотношении имеют один общий звук, который при соединении аккордов может оставаться на месте, а может двигаться в параллельном движении с остальными голосами в направлении противоположном басовому голосу. При секундовом движении мы всегда будем переходить в другую функцию аккорда, то есть нельзя при секундовом движением оставаться в рамках одной функциональной группы. Именно поэтому секундовое движение аккордов используется для подчеркивания характерных особенностей лада или выявления тональности.

Любые варианты движения в таких парах можно описать, как фазу в развитии прогрессии. Например:

Движение от Imaj7 к IIm7 – смена устойчивой функции неустойчивой. Это фаза движения. Мы не можем завершить прогрессию на IIm7 так как она направляет движение дальше

Движение от IIm7 к IIIm7 – S-T. Похоже на разрешение, но как мы знаем 3 ступень не может полностью заменить тонику, поэтому здесь мы имеем дело с фазой возврата к толчку, открытая тоника. Это разрешение, но имеющее тенденцию к дальнейшему движению.

Движение IIIm7 к IVmaj7 — опять же движение от тонике к субдоминанте, но движение от открытой тоники направленной вперед, стремительная сила здесь больше, что может привести к доминированию 4 ступени, как временной тоники. Фаза развития, движения

IVmaj7 к V7 – классический вариант движения от нестабильного к максимально неустойчивому аккорду.

V7 к VIm7 – прерванный оборот, неустойчивый аккорд разрешается в устойчивый, но не в настоящую тонику, а в ее заменитель, что сдерживает движение, но не дает ощущение полной остановки.

VIm7 – VIIm7b5 – в джазе не встречается, так как создает ощущение отклонения в минорную тональность и находится за пределами функциональных связей, тоже в джазовой гармонии относится к движению VIIm7b5 – Imaj7

Естественно, что кроме восходящий у нас есть нисходящие пары аккордов.

Движение от IIm7 к Imaj7 дает нам ощущение полного разрешения от нестабильной функции к максимально стабильной. Остановка в прогрессии

От IIIm7 к IIm7 движение от мало стабильной тоники к еще более нестабильной субдоминантовой функции создает фазу движения

От IVМaj7 к III 7 похоже на первое движение, но разрешение не полное, частичное, что объясняется характером звучания септаккорда 3 ступени.

V7 к IVmaj7 – на западе называется регрессия, движение против течения. Максимально нестабильный аккорд переходит в нестабильный аккорд

Движение от VI к V похоже на движение от тоники к доминанте, создает инерцию гармонического движения и соответственно движения от 7 ступени и к 7 в джазе также не применяются.

Продолжение следует…

Курс по современной гармонии http://study-music.ru/harmony-advanced/

1 высказывание к “Джазовая гармония (часть 2)

Добавить комментарий