Егор Солодовников:»Главное очень сильно любить музыку»

Продолжаю серию интервью с известными и успешными музыкантами.

Сегодня предлагаю Ваше вниманию интервью с Егором Солодовниковым. Егор это своеобразный человек за сценой. Он написал несколько хитов, которые распевает вся страна, но известен пока только узкому кругу музыкантов.

Для тех, кто не знает:

Егор  Солодовников  — украинский композитор, автор песен и музыкант. Сотрудничает с Ёлкой, Чили, Наталья Гордиенко. Автор хитов Прованс, На большом воздушном шаре, Около тебя и многих других.

Когда я решил взять интервью у Егора, то рассчитывал немного на другой разговор. Но то,что получилось оказалось для меня очень неожиданным. Несмотря на то, что StudyMusic это пропаганда музыкального образования - это интервью урок о том, что иногда музыка просто транслируется через композитора, а он только  ее записывает.

Это другая сторона творчества и я рад, что в интервью с Егором мы затронули тему свободного творчества.

Д: Первый вопрос будет касаться методов создания песен. В целом многие выделяют 4 метода создания песни это:

1) писать песню исходя из текста

2) начинать с мелодии

3) начинать с гармонии

4) с ритма (с бита)

На какой метод ты чаще всего опираешься?

Е: Чаще всего в голове начинает играть мелодия. Иногда она уже со словами, иногда нет. Всегда стараюсь брать с собой диктофон, чтобы тут же напеть то, что приходит в голову. Все методы хороши. Я бы ещё выделил метод написания песен, который основан на рифе, как "Satisfaction" у Rolling Stones или "Seven Nation Army" у White Stripes.

Д: Как ты вообще учился писать песни? Была ли какая-то система?

Е: Системы точно не было. Это было в 12 лет. Я знал несколько аккордов на гитаре, играл их и пытался что-то петь.

Д: Какой подход используешь в гармонии? Есть какие-то устоявшиеся, возможно любимые последовательности? Как вообще подходишь к взаимодействию аккордов? Используешь классические методы типа тоника, субдоминанта, доминанта или какой-то более свободный подход?

Е: Мне бы хотелось думать, что это свободный подход. У меня нет музыкального образования, так что я с трудом понимаю все эти термины, которые ты говоришь :)

Д: Все равно в голове же есть, какая то система пусть и не оформленная - то есть эти аккорды можно, эти нельзя. Или все здесь и сейчас без всякого анализа?

Е: Анализа во время написания точно нет. Он может быть только после. Я стараюсь передать ту мелодию, которая играет в голове. Может быть, какая-то не оформленная система и есть, но она настолько не оформленная, что я её не понимаю.

Д: Какие то теоретические знания используешь при создании песен? Как относишься к теории музыки?

Е: Теорию музыки я не изучал, поэтому я к ней не отношусь. Мне кажется, что музыка, как и многие другие виды творчества, это такая стихия, которая не терпит ограничений. А теоретические знания - это как раз ограничения.

Д: Но ты же все равно не осознанно используешь теоретические законы (например музыка так или иначе написана в рамках традиционных ладов и аккордов), так в чем тогда для тебя разница между знанием законов которым следуешь и незнанием?

Е: Для меня эта разница есть. Это как маленький ребёнок, который качается на качели. Он не знает никаких тонкостей всех законов физики, которые позволяют ему кататься. Он просто радуется происходящему.

Д: То есть, по-твоему, научить кого-либо писать песни нельзя? То есть описать принципы создания песен.

Е: Мне кажется, что принципы написания музыки есть. Но я их не знаю. Без человеческого фактора, фактора эмоций ничего не получится, я думаю. Компьютер же не может написать новую песню от начала и до конца?

Д: Нет, конечно.

Е: Значит, принципов нет.

Д: Просто это же взаимодействие знаний и эмоций. Ну есть же куплет-припев, гаммы, ритмы? Это принципы. Также как симфония пишется по правилам, так и песня или нет?

Е: Я просто не думаю так о музыке. Мне приятнее думать, что музыка это ничем неограниченное творчество без законов и правил.

Д: Опиши процесс создания вокальных линий? Записываешь ли ты их на ноты, либо напеваешь и сразу записываешь в секвенсор?

Е: В 12 лет у меня был кассетный магнитофон с микрофоном встроенным. Я брал гитару, нажимал на запись и пел. По сути ничего не изменилось, кроме того, что теперь есть компьютер. Нотами точно не пишу, не умею простоJ

Д: Ты поешь уже под готовую гармонию или можешь напеть мелодию "а капелла" и затем уже подбирать к ней аккорды?

Е: На момент записи у меня в голове (и в диктофоне) есть уже полностью продуманная песня. Сначала я записываю дорожку гитары, а потом на другую дорожку пишу голос. Но так бывает не всегда, это не правило.

Д: Можешь описать, как обычно работаешь над песней? c чего начинаешь? Есть ли какие-то стандартные схемы?

Е: Стандартных схем точно нет. Мне кажется, их и не должно быть, без них интересней. Я очень серьёзно говорю. Чаще всего песня просто начинает звучать в голове, я беру гитару или сажусь за пианино, и пытаюсь воспроизвести то, что слышу в голове. После этого записываю это на диктофон, а текст пишу на бумагу.

Д: А если, например ,нужно песню на заказ написать к какому то сроку?

Е: К огромному счастью, у меня никогда не бывает сроков. Всё получается очень естественно. Так что у меня нет рецепта, как написать хорошую песню за 15 минут. Если бы он был, я бы каждые 15 минут писал хорошие песни

Д: Важный вопрос о форме. Как ты продумываешь форму песни? То есть, изначально есть готовый план или после написания песни можешь услышать ,например, что не хватает бриджа или инструментальной части и после этого уже добавить часть?

Е: Форму я не продумываю. Я стараюсь чувствовать, что мне не нравится, если что-то не нравится. После того, как я почувствовал, какой из моментов звучит не так как хотелось бы, я его переделываю. Но такое бывает крайне редко.

Д: Важным элементом многих песен является хук. Есть какие-либо свои секреты по созданию хука?

Е: Хук. Очень трудно что-либо сказать. Мне кажется, он вырисовывается уже после написания. Мало того, это дело восприятия. Даже в одной и той же песне для двух разных людей могут быть разные хуки.

Д: Как думаешь можно ли спланировать хитовую песни или станет песня хитом или не станет, не зависит от желания автора? Например, то написал специально хит, но песня провалилась, а другой случайно напел мелодию, и она стала хитом.

Е: Мне кажется, что ничего точно спланировать нельзя. Особенно музыку. Это сложная тема, рассуждать можно часамиJ

Д: Какова роль аранжировки в твоих песнях? Она дополняет образ песни или просто является аккомпанементом? Бывает ли, что аранжировка появляется раньше песни?

Е: Значение аранжировки очень велико. Это не просто аккомпанемент. Иногда бывает так, что те самые хуки, о которых мы говорили, бывают в аранжировках. Это не менее увлекательный этап написания песни, чем сочинение музыки или слов. Бывает ли, что аранжировка появляется раньше песни? Да

Д: Опиши кратко, как работаешь над аранжировкой? C чего начинаешь(римт-секция, гармония и т.д.)Что по-твоему является главным?

Е: Каждая песня требует отдельный подход. Если песня написана на гитаре, то начинаю с гитары. Потом всё остальное. Всегда стараюсь придерживаться философии "Меньше это больше". Это трудно.

Д: Какими принципами руководствуешься при написании текстов песни?

Е: Критерий один. Или нравится или нет. Стараюсь писать такие тексты, чтоб они были в настроении музыки. Чтоб они резонировали.

Д: Ты как то анализируешь слова, которые используешь, есть какие-то слова, которых ты сознательно избегаешь? и насколько важна рифма?

Е: Анализ может быть только после написания. Во время написания анализа нет. У меня лично. Сознательно избегаю только матерных слов (смеется)J. Рифма важна, безусловно.

Д: Может же после написания песни обнаружиться, что какая то фраза бессмысленная или корявая? как то потом это исправляется? И сколько вариантов текста бывает на одну песню? или сразу на чистовую все получается?

Е: В большей части текст не редактируется после написания. Бывают моменты, когда заменяется слово или два. Мне кажется, что это естественно. Как и в обычной речи, иногда человек что-то говорит, а потом понимает, что лучше было бы сказать другое слово....

Д: Вопрос о самокритичности: как автору песен научиться объективно оценивать свое творчество? Для тебя все твои песни равноценны или ты бы не хотел некоторые показывать слушателям? То есть, как научиться отделять зерна от плевел, скажем так?

Е: Мне кажется, что автор никогда не сможет объективно оценить свои песни. Бывает так, что над какой-то песней можно думать месяцами. Что-то вынашивать, переделывать, доводить до вкуса, переписывать слова несколько раз. Такая песня автором ценится гораздо больше чем та, которая пришла за 5 минут. Но это очень субъективно.

Д: Ну и последний вопрос: что ты посоветуешь еще неизвестным авторам песен сделать для улучшения своих песен, как им писать хитовые песни?

Е: Я не считаю себя человеком, который имеет право давать советы. Главное очень сильно любить музыку. Как-то так :)

»crosslinked«

30 thoughts on “Егор Солодовников:»Главное очень сильно любить музыку»

  1. Искреннее, а следовательно, светлое интервью. Спасибо Егору и Вам, Денис.
    …Я согласна с Егором, что чувствование, интуитивное желание и умение поймать музыкальные зарисовки, которые летают в эфире, это огромный дар и счастье. Быть таким проводником, чистым каналом, это царский подарок от природы-матушки :) .
    …Но не каждому дан такой талант, потому основной массе любителей музыки всё же необходимо учиься теории, сольфеджио и многим другим необходимым вещам.
    Вы делаете очень важное дело, Денис.
    …И в процессе обучения, развивая музыкальные способности-знания, хорошо бы было параллельно развивать чувствование музыки в высоком понимании этого слова. Устремлённое, жаждущее сердце(желающее сочинить нечто красивое) это магнит, который притягивает к себе Музу, она ведь тоже дама чувствительная :) .

  2. Между Небом и Землей есть одна субъективно-объективная вещь. Это МУЗЫКА ! Именно она как ничто другое соединяет эти миры своим звучанием, замыкая их друг на друга. Интуиция помогает открывать Новое, открывая двери в Бесконечность. Мозг же может лишь состряпать новое одеяло из старых лоскутков. Поэтому Егор так немногословен. Его мозг уступает место интуиции и поэтому сказать то особенно нечего, кроме того, что происходит это как-то само по себе…Мы(ИНТРОМИР), например в основном строим свое творчество на том материале, который ловим из Бесконечной Вечности…

  3. Мне довелось музицировать от природы еще тогда, когда я в школу не ходил. Вот такое как Егор читаю впервые и естественно многому не верю. Во первых не верю в то, что не знает нот! Это просто невозможно — не знать ноты — это как не знать буквы. Нотной грамоте учили и учат со школы. Поэтому к сегодняшнему времени Егор однозначно знает ноты и аккорды. Невозможно играть на пианино и на гитаре не зная нот, не зная аккордов. В детстве меня тоже учили играть на гитаре, показывали куда и на какие струны нужно нажимать. Я запоминал эти уроки и дома их повторял. Таким образом я научился играть плясовую. Дальнейшее обучение привело к тому что познакомился с большим количеством аккордов, но не со всеми. Памяти явно не хватало, что бы удержать все эти аккорды в голове — пришлось учить нотную грамоту и естественно устройство самой гитары. Ко многим музыка и стихи приходят от информационного поля или от Господа, многие умело этим пользуются. Стихи, как и музыка тоже требуют правил, не знать эти правила невозможно! Отсюда и заключаю, что Егор либо умело пользуется информационным полем, либо обманывает говоря о том, что не знает нотной грамоты и правил написания стихов.
    Вас Денис прошу обучая нас правилам написания песен побольше внимания уделять видио примерам конкретных муз. произведений. То есть не только показать ноты, а и показать нам их звучание. Если речь о отрывке из песни, то сделать так, что бы этот отрывок прозвучал.

  4. Хорошее, но типичное для всех самородков заблуждение, что музыка у них появляется неизвестно откуда, как что-то типа «детской неожиданности». В действительности разница между композитором — самородком и композитором с образованием лишь в форме получения знаний. У самородка — самообразование, у нормального — образование. Такое случается в любой области творчества, даже в науке — М.Ломоносов пример.
    Кстати, у образованного тоже есть способности и не малые, а может быть и большие, чем у самородка — без этого песню не создашь. и создаёт он песню часто абсолютно также, как и самородок. Разница лишь в том, что у него шире возможности — помимо самообразования (образованный ведь тоже слышал песни и самообучался)у него на «подкорке» записаны знания, которые он автоматически использует. Кроме того он имеет возможность к этому ещё и добавить и рациональные мысли (до создания песни, во время создания, или потом на стадии критического самоанализа. Так что знания лишь расширяют возможности, по сравнению с самородком

  5. Дмитрий — спасибо за обстоятельный отзыв и интересные мысли.Попробую узнать у Егора мнение на Ваш комментарий.
    По поводу примеров обязательно учту ваши пожелания!

  6. Если сороконожку заставить думать о том как она управляется с сорока парами ног она не сдвинется с места. Такое впечатление что Денис все интервью пытался убедить Егора в том что песни нужно писать все-таки по системе. Но не поддался он.
    ИМХО талант первичен, а уже к таланту очень и очень не плохо бы иметь теоретические знания, тогда между ними можно поставить знак умножения, а если его нет — то только знак плюс (на ноль лучше не умножать)
    P.S. Спасибо Денису за его желание сеять разумное доброе, за курсы, и за это интервью.

  7. Аркадий -Вы выразили на 100% мои мысли и даже,то что я не смог сформулировать.Ведь действительно многие вступая в дискуссию на данную тему упускают тот момент,что как правило образованный композитор имеет знания умноженные на талант(как заметил sash).Я также считаю,что то у кого от природы нет дара просто не сможет использовать теоретические знания.Собственно как и наоборот.За кадром интервью осталась наша долгая дискуссия с Егором на тему необходимости теоретических знаний.И если смотреть между строк,то можно заметить,что он не отрицает теоретических знаний и говорит о наличии своей внутренней системы координат.Просто он не называет ее теорией,хотя я думаю работает она по тому же принципу,что и классические теоретические знания.
    Еще раз всем большое спасибо за бурные обсуждения и очень ценные мысли!

  8. А я вот так меркую ,кажному при рождении дан какой-нидь дар, некоторым даже некакой-нибудь ,а очень и очень ,и только одному из поколения талант. и тут вопрос,как этот дар ,и тем паче ,талант не загубить?ведь ничтона наземле не проходит бесследно,и получается , одни грызут гранит …, другие имеють опыт -сын ошибок,и те и другие встречаются среди успешных людей,и тут ключевое слово «спех» ,, а потом эти успешные начинают всех учить ,советы там всякие ,мастерклассы ,.и в итоге мы имеем ,то что имеем,а именно ,все учатся чему-нибудьб и как -нибудь ,короче ,я в свои 44 убеждённый фаталист,под какой звездой родился ,туда те и дарога. вон серу полу до сих пор рыцаря и всяко-всяко,а если знал ,когда yesterday за одну ночь написал,что такой выхлоп будет,послал бы Ленона с его придирками,мол фуфлыжная песенка …Знания ведь как багаж,главно чтоб этот багаж в багажник влез и не создавал прроблем при движении ,идеал конечно ,когда даже не багаж а топливо,и чем вше октановое число сиречь качество знаний ,тем быстрее поедешь,. ,но это в идеале.чаще всего знания,остаются знаниями и на игру влияют слабо .если нет практики ,а её как правило с возрастом всё меньше и меньше ,то ентих самых пресловутых знаний ,как грязи на твоих лапах ,крыльях и хвосте,и вот ты уже не паришь в облаках ,а сидишь нажёрдочке и умничаешь -«вот раньше мы играли…»
    простите великодушно старика,вы тут всё боле молодёжь амбиции /потенции ,желаю всем держаться золотой середины , а звёзды вам ,робята,николы правды не скажуть ,потому сами не знают ,как так вышло,…

  9. Мне очень понятна позиция Егора, поскольку и сам пишу в таком понимании. Вот про нотную грамоту — не верю! С 12 лет по сегодняшний день — это огромный багаж знаний. Вот, я, специализированно музыке не учился, писать музыку начал 4 года назад, но самообразованием не гнушаюсь. Пусть не пишу ноты с голоса, но с ошибками могу написать с инструмента. К стати я и играть не умею (как профи, а только для себя пиликаю). И вот тут, всё остальное, о чём Егор говорил, вступает в Силу.
    А Денису хочу заметить, что хит начинается не с задумки, не с мечтания о нём. Его нельзя научить писать, потому, что хит рождается в головах слушателей! И детализирование процесса написания песни не поможет написать хит, и даже песню, если нет в человеке творческого мышления. Сколько студентов учаться в муз. заведениях, а сколько из них пишут музыку? Теория вырабатывает в учащемся косность мышления: должно быть ТАК, или ВОТ ТАК. Я помню свою первую песню, когда я целый день напевал прихоящие в голову мелодии, но каждый раз ловил себя на том, что это из чужого репертуара. Очень тяжело было уйти от уже слышанного, отключить память о всех песнях и услышать «внутренний голос». Как Вы это объясните студентам?
    Для всех: А ещё бывает и так: песня приснится! Я уже не одну так написал. Во сне слышу песню во всей гармонии (чаще фрагмент, «хук»). Остаётся быстреннько записать мелодию на диктафон и бежать на работу.

  10. Денис, я вобщем-то из авторской песни, может быть немного пограмотней.АП, практически на 100% состоит из самородков разной величины. Так вот огромное количество авторов считает знания вредными, мешающими свободному творчеству. А есть и воинствующии, которые пытаются доказать, что АП пишет лучше, именно, в силу не закрепощённости знаниями. Эти люди не понимают, что пытаются из авторской песни сделать «Общество малограмотных закрытого типа». Пытаюсь наладить в АП мастерские по композиции, получается с трудом и без особого понимания и поддержки со стороны устроителей фестивалей. Но это при том, что мастерские по композиции есть на большинстве фестивалей.Но там можно услышать только поверхностные рассуждения о соответствии мелодии характеру стихотворения. или, что песня не в стилистике АП. Причём что такое стилистика АП каждый представляет по-своему и порой весьма оригинально.

  11. Забыл об прослушанных хитах: А что, если их спела Ёлка, то это — хит?! Она и сама не «фортовая» певица! Это я к тому, как «устраиваются» хиты.
    И о текстах Егору: признавать свои ошибки — не стыдно! Над текстами надо работать после первого изложения! А то будете петь «Чумачедчая весна» и думать какой Вы оригинал, когда все нормальные люди о таком другого мнения.

  12. Когда прочитал интервью сложилось такое впечатление что его дал я, настолько это соответствует моему подходу к созданию музыки. В 43 года наткнулся на программу FL и понеслось. Образования музыкального нет, пишу с помощью мышки и компютерной клавиатуры. Для творчества не существует канонов. Свиридов написал «Метель» в режиме автоматического письма продиктованного с Высших Сфер. Кто пережил большинство воплощений своей Души на Венере имеет в своих программах энергии связанные с созданием музыки. Толчком для развития был выбран путь Духовного совершенствования что неразрывно связано с насущной потребностью нашей Души в достижении Гармонии.

  13. Да. Это один из лучших Российских проектов. К сожалению, дуэт распался и авторы по заграницам. Мне близка такого рода музыка, но я могу и понимаю поклонников Елки и Киркорова, например. Проблема в том, что послушав в ротации их раз 50 в день, начинаешь слышать уже не музыку, а вот это: «Ы-ыыы-ыыы, ааа-уууааа, ээээ-ээээа, ооыыыыэээ, шлеп, шлеп, шлеп» :)

  14. Интересное интервью, но из высказываний Егора согласен только с предпоследним — о том, что автор не может объективно оценивать свои творения, и что любовь автора к своей песне определяется известными только ему личными критериями.
    Все остальное лишь подтвердило мое убеждение в необходимости глубокого знания теории. Грамотность не ограничивает, а УПРОЩАЕТ работу музыканта: оригинальный крутящийся в голове мотив ты сможешь точно воспроизвести и записать, только обладая грамотностью. Дорабатывать песню ты сможешь, только понимая, что в ней не так, а это не возможно без определенных знаний. В противном случае мы можем столкнуться с неосознанным плагиатом: мелодия сочинилась быстро, поскольку уже была в голове. Например, первая строка припева «На большом воздушном шаре» очень похоже на «Потерял тебя на маскараде» Валерия Меладзе (которая, в свою очередь, возможно, похоже еще на что-то). «Прованс», говорят, похожа на песню группы Hot Hot Heat, хотя у меня она в первую очередь ассоциируется со старинным мотивом латино-американского танца (самбы или ламбады).
    Я понимаю, очень сложно признать, что тебе необходимо специально чему-то учиться, когда долго обходился без этого. Если все же принять это, неизбежна депрессия, однако впоследствие, перешагнув через себя, начав впитывать теорию, обнаружишь такой океан возможностей, испытаешь такой подъем и вдохновение!.. Совместив технику компьютера с эмоциями человека, можно создать гения — не только в музыке. Это идеальное срединное сочитание. А крайность — в любом деле — не приводит ни к чему хорошему.

  15. Интервью мне понравилось,но сочинять песни,делать аранжировки,не зная нот и гармонии-не очень верится.Мне кажется,что без знаний теории,формы музыки можно сочинять только методом «тыка». Возможно,ему кто-то помогает,но он в этом не признается.

  16. Денис, спасибо за интервью.Любая информация по созданию песен мне кажется важной и поучительной.Вопрос хука, мне кажется, очень важен при создании хитов.Творческих успехов.

  17. Выскажу своё мнение….Я не знаю,как пишет свои песни Егор,но….обычно после того,как её создали поэт и композитор она аранжируется.Вот тут-то и приобретает она форму и красоту(т. е. дорабатывается).Но аранжировщики у нас почему-то всегда в тени.Хотя долю их доработки в песнях никто не знает.Интересно,какова здесь доля в его песнях,а каковаостальных музыкантов?И спросите у него ,сам ли он аранжирует их?

  18. Из вопроса про аранжировку — как бы понятно,что он аранжирует.Другое дело,что те песни которые известны большинству — насколько я знаю аранжировал Константин Меладзе

  19. Здравствуйте, уважаемый Денис Чуфаров! Может быть мой вопрос будет не совсем относиться к интервью, но он всё-таки связан с созданием песен. Меня всегда интересовало следующее: припев записывается один раз и при сведении просто дублируется или же исполнители каждый раз припев записывают столько раз, сколько он звучит в песне? Как вы думаете, как будет лучше? Благодарю за внимание.

  20. Edelways — естественно,что каждый раз исполнители поют заново. Однако плохие исполнители могут дублировать запись — в итоге музыка получается мертвая и без эмоциональная.В итоге сэкономленое время убивает музыку

  21. Мдаа, прочитал это интервью и подумал, а может и мне свои песни (как мне предлагали) дать кому -нить, кто исполнит, а не оставлять в своем репертуаре (меня то никто не знает))). (Я просто такой же как Егор в плане теории). Денис, что Вы об этом скажете? Вот пара моих песен. http://yadi.sk/d/9LO7zwy817_-w http://yadi.sk/d/dAo4FzXO17_Ei
    Может чего присоветуете? Сорри, что про себя тут пишу, просто интервью затронуло то, что давно уже заброшено… Спасибо Егору и Вам, Денис, не даете потухнуть)))

Добавить комментарий