• Корзина пуста.

Еще один секрет великих композиторов

Название данной статья я выбрал, чтобы показать ее связь с предыдущей, которая называется секрет успешной музыки.

C другой стороны анализ большинства успешных проектов последних 100 лет показывает, что практические все композиторы, музыканты пользовались тем, о чем говорится в данной статье.

Главная идея показать вам создание музыки с еще одной стороны и натолкнуть на новые мысли.

Раньше, читая разного рода исследования о академической, рок и джаз музыке я постоянно натыкался на расхожее мнение, которое можно выразить словами Глинки — музыку сочиняет народ, а композиторы ее аранжируют.

Данное утверждение лично для меня всегда было отталкивающим, поскольку под словом народ и фольклор обычно представляется что-то совсем далекое от современной действительности.

Мне понадобилось много лет, чтобы отделить зерна от плевел и понять истинный смысл высказывания про народное творчество.

Я и сейчас конечно считаю, что такого понятия как русская народная музыка практически не существует и единственное близкое к этому понятию музыкальное явление это музыка Стравинского и Мусоргского. Как мне кажется максимально близкий вариант того, как могла бы звучать языческая славянская музыка. Это мое субъективное мнение, которое могут оспорить любители якобы русских народных инструментов, но суть конечно не в этом.

Здесь я хочу поговорить не о русской музыке, а о народной музыке и ее влиянии на творчество современных музыкантов.

Первое большое открытие для меня в этом отношении творчество Сержа Танкяна и группы SOAD. Если убрать из их музыки тяжесть и оставить один вокал, то можно услышать древнеармянские корни мелодий, они просто пропитаны каким-то своеобразным духом и эмоциональностью, которая безошибочно позволяет их идентифицировать среди миллиона других. В подтверждение этому можно послушать сольные альбомы Танкяна, в которых он еще ближе подходит к исполнению народной музыки с использованием народных инструментов.

Итак, первый вывод — народные мелодии + современный металл = успех.

Также думаю многие знают о влиянии народной музыки на Beatles. Led Zeppelin постоянно обращались к истокам английской народной музыки и переигрывали фолк песни.

Ну и естественно влияние блюза — самой народной музыки Америки на огромное количество групп, начиная от рока и заканчивая поп-музыкой.

Также известно какой успех сопровождало рождение босса-новы — смешение латиноамериканской народной музыки с джазом. Это влияние до сих пор ощущается в самых разных жанрах.

Вы можете сказать — я пишу рок, электронную или метал музыку – зачем мне это нужно?

Как это можно использовать с практической точки зрения?

Во-первых, народное (истинное, а не лженародное) творчество содержит готовые рецепты по композиции. Это и отработанные интонации, формы мелодики, характерные образы и многое другое. И при том их можно свободно использовать в своем творчестве. Есть мнение, что Стравинский не написал ни одной мелодии, а использовал только народные. Думаю, что данное высказывание недалеко от истины. Многие композиторы использовали кальку народных мелодий для углубления образов своей музыки. Здесь можно вспомнить пословицу одна голова хорошо, а две лучше. Народная музыка проходит очень жесткий фильтр, так как в ее создании участвует большое количество людей.

Мелодии любого народа обладают коллективным бессознательным, что позволяет с помощью музыки влиять на большое количество людей.

Как правило, в каждый момент времени существует ограниченный набор интонации, который является наиболее актуальным для большого процента слушателей. Этим пользовался Чайковский. В 19 веке был очень популярен романс, поэтому Чайковский сознательно вводил в свои мелодии интонации романса, которые другие композиторы считали дурновкусием.

Для многих музыкантов, которые пишут музыку остро стоит вопрос поиска индивидуальности — при этом решение лежит на поверхности.

В каком бы стиле вы не работали, народные интонации всегда будут выгодным решением. Вы можете заимствовать их сознательно, либо просто стилизовать ваши мелодии, добавляя характерные интонации и ритмы.

Самое главное, чтобы это не звучало, как пародия и согласовывалось со стилем.

Существует множество мелодий, которые очень легко перенести в современную музыку.

Самый простой пример песня Варлаама из оперы Борис Годунов, народная мелодия на основе фригийского лада. Если ее сыграть на гитаре с дисторшином, то она зазвучит потяжелее риффов Металлики. Таких примеров можно привести достаточно много.

Ваша задача постоянно искать интересные интонации и учится их сортировать, находить принципы работы и использовать в своем творчестве.

Можно элементарно взять сборник песен разных народов и попробовать использовать приведенные там мелодии для создания аранжировок в вашем стиле.

Еще раз подчеркну, что это требует очень тонкого вкуса и ощущения стиля. Можно встретить бесконечно количество бездарных обработок народных мелодий, когда романсы играются на электрогитаре или народный оркестр играет джаз с пунктирным ритмом. Органичное соединение, а самое главное внедрение в свой стиль народных элементов — одна из важнейших и трудных задач.

Надеюсь эта статья может вам открыть еще одну сторону композиции и возможно вдохновит на поиск вашей народной музыки.

Буду рад вашим комментариям!

14.04.2021

53 комментарий (-ев) к статье "Еще один секрет великих композиторов"

  1. Народная музыка, как и классическая есть результат проверки временем на качество и актуальность, поэтому представляет интерес. Народная музыка – энергетически заряженная и потому всегда поднимает настроение. Мне пришлось работать в коллективе народной музыки гепосредственно после того, как распался мой коллектив. Я был в состоянии депрессии, из которой меня легко вывела народная музыка. После каждой репетиции обнаруживал необыкновенный прилив сил и оптимизм.

  2. Очень тонко и проницательно!

  3. мысль хорошая и разумная, но надо дружить с грамматикой: мягкий знак в глаголе пропускаете…

  4. Ну да, конечно, русской народной музыки не существует, как говорит автор, зато по его же словам конечно же существует- армянская, английская, латиноамериаканская народная музыка…Просто потому что это не музыка его народа, автор их и признает. А признать музыку своего народа, автор не может, еще сочтут русофилом, приверженцем русского, сейчас это так не модно.Вопрос только куда, к какой музыке отнести такие замечательные р.н.песни,как “Ой, ты степь широкая,”Эх ухнем” и т.д. Мне так кажется, что не любить и не признавать музыку своего народа,это как не знать историю,культуру своей страны,а значит и родину свою по-настоящему полюбить человек не сможет.

    • Ну другого я не ожидал. Во-первых, прежде чем предъявлять мне претензии по поводу любви не любви узнайте мое гражданство. Во-вторых вся эта тема с родиной придумана для того, чтобы людей делать рабами. Я космополит и признаю музыку всех народов, которая истинна – как я уже написал. Есть русская народная музыка – но это не то, что вы приводите в пример. Первая песня имела автора, просто он неизвестен. Вторая песня тюремщиков. что ж этот мы теперь должны и дворовые песни типа голуби летят над нашей зоной возводить в культ? Проблема в том, что все корни уничтожены, а в результате 75летней диктатуры уже и следов народной музыки не осталось. Я люблю русскую литературу, поэзию, очень хорошо знаю историю, мне очень нравятся русские композиторы, так что никакой боязни быть русофилом у меня совсем нет. В общем тема совсем далекая и спорить не вижу смысла.

  5. Народная музыка в моем понимании – есть деревенская песня, которую поют бабушки и дедушки, сидя на завалинке летним вечером. А эта, музыка, исполняемая, почти всегда, ну очень дородными-народными артистами, просто не может быть народной, так как народ поет для души, а эти за деньги. Хотя, ничего не имею против них. Работа – есть работа.

  6. Денис-все сказано”я космополит”-коментарии излишни…Я вот тоже отношусь ко всему как “человек мира”Спасибо!!!

  7. Нет, есть более верное определение. Гражданин Мира.

  8. Тема только немного приоткрыта, хотелось бы узнать немного больше о этих примерах, где их взять, и что послушать, что бы от тудого комуниздить все те прелести для своих хитов… )

  9. Я полагаю, русская языческая музыка звучит как, например, Moon Far Away 😉

  10. кстати про метал) Кипелов стал на своих концертах петь казачьи песни. да и вообще часто заявлял, что тащится от них. значит действительно в них есть эта магия, воздействующая на душу. подтверждение мыслей Дениса

  11. Чуфаров, а как ты думаешь чья это песня?
    http://www.youtube.com/watch?v=u8vZFLTprJs

  12. http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=Ovq4GPHL3jI
    Тут написано, что это – русский фолк. Тонко подмечено 🙂

  13. Кстати, она еще и так может http://www.youtube.com/watch?list=RD02Ovq4GPHL3jI&feature=player_detailpage&v=RbkwTWbrrnw
    Видите? Одно другому не мешает 🙂

  14. Хорошо. Давай иначе поставим вопрос:
    На каком языке исполняется песня?

    • Ха! Вы действительно хочете вступить в эту дискуссию? О реформе языка Луначарского слышали? Песня исполняется на придуманном, кабинетном якобы русском языке, который к народу не имеет никакого отношения. Что вы этим хотите доказать?

  15. В группе Магма ответили бы: на кобайском 🙂

  16. Во-первых слова “хочете” в русском языке не существует. Есть слово “хотите”.
    Во-вторых – я ни чего доказывать на собираюсь. Русская народная музыка существует и это не требует ни каких доказательств.
    В-третьх – песня исполняется на русском языке и я слушал её в живую. Исполняли её, конечно, другие люди. Ни о каких реформах в том селении ни когда не слышали.
    Ну и напоследок.
    Денис, а вы бывали в русских деревнях? Слышали как поют бабки? Не те, разрекламированные евровидением и прочей лабудой, “бурановские бабушки”, а простые русские бабки?

    • Как это они не слыхивали если их село пр коллективизации поди и было создано. Вы если хотите:) дойти до истины, то приводите агрументы. Про бабок -в каких деревнях, какой области – уточните?

  17. Песня была создана, насколько мне известно, во время гражданской войны.
    А просьба уточнить область и деревню лишь подтверждает мою догадку о том, что вы уважаемый вряд ли слышали когда либо настоящую русскую песню.
    Не вижу смысла продолжать.
    Успехов в постижении современной гармонии.

    • Да я сразу написал, что это мое субъективное мнение. Зачем вам нужно было его оспаривать. ваше субъективное мнение в том, что русская народная музыка существует.Я принимаю оба взгляда. Можно даже монографии написать и по той и по другой теме.

  18. Денис, полезно бы было бы знать,что донские казаки-это русские люди. А запорожские казаки- украинцы. Почитайте в интернете, если курс истории в школе Вами был усвоен плохо.Просвещаться в любом возрасте полезно. “Черный ворон”- это тоже русская песня.

    • Донские казаки
      языки
      русский (южная и восточная группы южновеликорусских говоров)
      калмыцкий
      Религия
      православие, старообрядчество
      буддизм – что то не похоже на совсем русских людей

    • Хотя всем, и едва ли не целому свету, по древности, а паче по храбрости в военных делах, не менее ж и по удальству, о находящихся в России Донских Козаках известно; но с коих времян и из каких людей они при своем месте начало свое возимели, уповательно, мало кто ведает, ибо и сами они о себе прямаго начала своего сказать не могут, а мнят, будто б не от Московских вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися, и для того считают себя природою не от Московских людей, и думают заподлинно только обрусевши, живучи при России, а не Русскими людьми быть

    • “Казаки” считают себя природою не от московских людей – подчеркивали выступающие на круге. – В реестре народов Российской империи казаки стояли после поляков, потом их почему-то вычеркнули как этнос, но от этого они не перестали существовать”.

  19. Хорошая статья. Согласен, что русской народной музыки нет.

  20. Как бы то ни было, эта статья и все споры в итоге сподвигли меня переслушать Стравинского и вообще задуматься, а что же такое именно – народная музыка) Спасибо!

  21. Статья – класс! Уважаю такие статьи, главным образом за альтруизм: нам в помощь. А что касается вопросов истории, философии и культуры, – очень уж это всё субъективно (сколько людей – столько и мнений). Похвально то, что Дениса, помимо своей основной работы (а у музыканта-педагога их более чем достаточно) хватает и на это. Эрудиция – редкое явление для современного общества, согласитесь? Хочу включиться в дискуссию, анализ статьи. Не владею историческими знаниями, скажу о том, что касается моего профиля. В своих работах автор часто затрагивает психологические аспекты, и делает это очень грамотно; часто мелькают теор. положения классиков и современных исследователей (от Юнга до Изарда 😉 Похоже, Денис предпочитает научный подход в изучении искусства. У него это получается. Нам повезло, что “исследователь” позволяет пользоваться его ценными выводами. Благодарю автора, отличный материал, очень расширяет кругозор, полезно и практично!

  22. Спасибо Денис за Ваши статьи. Все грамотно ,но главное очень актуально. Дискуссии в коментах – не мое. Хотя я делаю предметом дискуссии Ваши статьи , на своих уроках с учениками.Мне очень близко Ваше видение искусства.

  23. Меня всё время настораживала ФОРМАЛИЗАЦИЯ творческого процесса, проповедуемая автором. А теперь он ещё заявляет, что русской народной музыки нет. Если нет народной музыки какого то народа, то нет и этого народа. Интересно, автор считает, что русский народ существует, или нет. Ведь музыка делается для слушателей, а не для автора. За 73 года (автор говорит 75) созданы и народные, и авторские сочинения – они пользуются народной любовью. А сейчас практически нет , или мало, достойного. Это результат формального похода, предлагаемого автором.

    • что такое интересно формализация творческого процесса? Вы со сколькими композиторами, музыкантами общались на эту тему. Учебники по композиции читали? Любой профессионал вам скажет,что 90% – это все ремесло или формальность. Про талант опять же нет смсыла говорить, если человек начал заниматься музыкой я считаю, что он у него по умолчанию есть – в отличии от таких, как вы которые придают значение только таланту считая, что знания совсем не нужны. Талант 1% успеха – труд и знания 99% – убеждаюсь в этом с каждым годом. Lady Gaga самый свежий пример.

    • Сразу видно, что пишите не вчитываясь в мои мысли. Данное замечание было написано с целью выразить мое мнение ( как автора статьи), а во вторых проверить проницательность читателей. Я указал, что она существует, но мы о ней ничего не знаем, так как она уничтожена и следы ее только изредка проявляются в творчестве гениальных композиторов, которые наверное каким то мистическим образом могут проникнуть в прошлое. Вопрос про русский народ тоже задан очень верно. А есть американский народ? они вот не говорят, что у них есть американская народная музыка. Здесь много вопросов есть – на которые историки скрывают ответы и я бы не хотел в рамках музыкальной статьи касаться идеологических и исторических вопросов. а к 73 я бы прибавил еще лет 10 совка так что цифры здесь не главное.

  24. Уважаемый Чуфаров! Думаю, что прежде, чем написать Вам, что-то по поднятой Вами теме, хотелось с Вами познакомиться. Кто Вы по профессии, какое получили образование? После прочитанного, у меня возникли подозрения, что Вы не совсем обладаете системными знаниями в музыке. Может иногда не надо спешить писать статьи?!

    • Резонный вопрос. Только странно, что вы имя написали,а обращаетесь по фамилии. Образование у меня высшее, музыкальное .Ну а вообще можно прочитать раздел обо мне там все написано. Не думаю, что поспешил – я написал, то что думаю – это мой сайт и я пишу о том, что считаю нужным и полезным для музыкантов.Если это вызывает полемику тем лучше.

  25. Добрый вечер!Интересные комментарии.Полезная статья.

  26. Уважение.

  27. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Удачи вам в космополитизме!
    Автор, похоже, разжигает, заявляя, что русской народной музыки нет. Но ведь ту же песню “Ой, ты степь широкая” написал русский человек, а не афроамериканец. Или скажем, “На речке, на речке, на том бережочке”, которую любил исполнять в фильмах Евгений Леонов. Или “В темном лесе”. Русских народных песен очень много. На Русском Севере сохранились даже песни домонгольского периода. А про былинные, поморские, бурлацкие песни вы что-нибудь слышали? Это всё русская народная песня. Бах который Иоганн Себастьян, считающийся великим полифонистом, от зависти бы лопнул, послушав многоголосие в какой-нибудь русской деревушке. Вы сначала поинтересуйтесь вопросом, чем что-то говорить. Удачи автору и на почве русофобии!

  28. Слепой и бездумный ( тупой, если хотите) патриотизм удручает….

  29. Видео касты лучше

  30. Денис, реформа Луначарского касалась орфографии. На произношении она отразилась мало.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F4%EE%F0%EC%E0_%F0%F3%F1%F1%EA%EE%E9_%EE%F0%F4%EE%E3%F0%E0%F4%E8%E8_1918_%E3%EE%E4%E0
    Тем более на произношении слов в народных песнях, у которых с грамматикой вообще очень вольные отношения. И примеров действительно народной музыки в России можно найти немало. Достаточно поискать песни старообрядцев. Другое дело, что отсутствие конкретного автора и аутентичность – понятия не тождественные. Авторы, так или иначе, есть у всех песен (возможно, у некоторых их несколько или несколько корректировщиков) – песня становится народной не от того, что никто не знает ее автора и даты создания, а от того, что она мощно резонирует с коллективным бессознательным, с самыми знаковыми архетипами, понятными всем. При этом бывает, что и слова текущему поколению уже не все понятны, а некую исконную правду люди чувствуют.
    И наоборот, звучать песня может вполне конъюнктурно, написана известным артистом, а понимаешь, что растет она из самого нутра нации – как растет сейчас пышным цветом русский шансон. Можно сколько угодно от него отфыркиваться, но то, что он в значительной степени отражает национальный менталитет, думаю, никто оспаривать не станет.
    К чему это я веду? вспоминается мне луи склавис и его концепция “воображаемого фольклора” – как я ее чувствую. Это, если хочешь, некая экологичность музыки, ее встроенность в исторический процесс, объединение поколений и наций. Кто-то копает вглубь, кто-то наводит мосты – у каждого своя роль. Даже “воображаемый фольклор” должен чем-то воспитываться и подпитываться – тут ты прав. Даже средневековая музыка нам известна лишь по реконструкциям – как она звучала на самом деле, остается только догадываться. Оставим это музыковедам и этнографам. Задача музыканта – впитать то, что доступно, и дать возможность прорасти этому в себе. Мы не станем снова славянами и не заиграем ту же музыку, которая звучала тогда, даже если будем очень стараться. Мир изменился – и продолжает меняться. Если мы чего-то не слышим в первозданном виде, это не значит, что оно исчезло – хотя, возможно, придется приложить усилия, чтобы вычленить это в общем шуме.
    Музыкант (по моему мнению) – это дерево в лесу, а не мемориальная доска на стенке 🙂 его первейшая задача – вырабатывать кислород, давать жизнь, а не искать историческую справедливость. Хорошая музыка всегда несет в себе ощущение правды, вневременной и вненациональной – именно так прорастает зерно фольклора, какой бы воображаемый вид он не принимал.
    Резюмирую. Слушать – и даже в какой-то мере изучать – этнику музыканту необходимо в любом случае. И чем больше разной, тем лучше (если он, конечно, не реконструктор).Особенно музыканту сочиняющему и импровизирующему. А спорить о ее происхождении – вряд ли это отразится на качестве того, что вы играете. Для этого есть другие люди.

    • Что можно сказать?
      Всегда приятно общаться с образованным и хорошим человеком:)
      Согласен со всем, что Вы написали.
      Особенно “А спорить о ее происхождении – вряд ли это отразится на качестве того, что вы играете”

  31. Если целью использования народных интонаций при создании музыкальной композиции является её успех у слушателей, то согласен, не смотря на то, что вышеперечисленные успешные проекты различных “импортных” коллективов вряд ли учитывали русскую аудиторию. Но не смотря на это, песни нравятся слушателям всего мира. Отчего это происходит, если мы(и наши предки) на генном уровне никогда не впитывали особенности музыкального этноса других стран? Видимо секрет в некоторой музыкальной простоте народных песен, их доступности и необычности восприятия для “необученного” человека. Может быть “неуспех” наших современных композиторов на мировой сцене связан с отсутствием в музыке народных корней других стран? Как бы хорошо и технично не играли наши коллективы джаз, блюз, кантри или регги – они не соберут стадионы не то что на западе, но и здесь…
    Думаю, что если броситЬся во все тяжкие с целью глубокого впитывания зарубежного музыкального этноса, то это вряд ли поможет в создании мирового хита. А вот вникнуть в “народность” свою и поискать что-то интересное в ней может быть и надо(если об этом статья), хотя примеров наших хитов с использованием наших этнических оттенков, исполняемых за пределами нашей родины привести трудно. Однако я не говорю, что не надо изучать чужой этнос, безусловно необходимо. Но можно ли сделать хит, обрубив свои корни? Думаю нет. И именно в этом причина сегодняшней “бедности” нашей страны в композиторах, способных создать мировой музыкальный шедевр. Стравинский? Хорошо! Но разве это не мемориальная доска, упомянутая кем-то в посте? Если композитор – дерево в лесу, то где растет этот лес? Шансон действительно развивается, но, к сожалению воспринимается еще как “блатняк” и культивируется часто так же, причем народных интонаций в нём не прослушивается. Беда в том, что использование ненорматива в песне сегодня приписывают как раз нашей “народности”, и это ошибка. Со статьёй согласен, кроме открещивания от русскости: может быть как раз она-то и станет интересна кому-то не только у нас, но и у них. Да, и еще не понравилось(это мягко сказано…просто бесит) неправильное правописание мягкого знака в глаголе: ставить его надо, если оно отвечает на вопрос “что делатЬ?”(перекреститЬся), а если “что делает?”(крестится) – не надо… Никого не хочу обидеть, но неуважительно-пренебрежительное отношение к своему языку, что сегодня видит(!)ся просто везде, вряд ли позволит появитЬся успехам в других. Не утверждаю, что я прав и даже не пытаюсь…просто мнение.

  32. #6 Михаил :
    Денис-все сказано”я космополит”-коментарии излишни…Я вот тоже отношусь ко всему как “человек мира”Спасибо!!!
    А вы этому миру- то нужны? Есть русская пословица(читай-“мудрость2) “Где родился, там и пригодился”.

  33. Статья хорошая, заставила задуматься. Денис, спасибо огромное. Суть статьи в использовании интонаций НАРОДНОЙ музыки, а не только русской. Индейцы тоже пели и играли. Найдите, послушайте и вставьте их ритм в партию ударных, например. Думаю, что этот ритм заставит кровь слушателя бегать быстрее. Главная суть статьи, что очень желательно ознакомиться с народной музыкой разных народов и использовать грамотно эти знания при создании своей музыки.
    Денис, еще раз спасибо.

  34. Ну-с, если SOAD – это воплощение армянского фолка, то почему бы Аркона и Алконост не могут быть воплощением русского?
    И вообще, непонятно – почему народная музыка не может иметь конкретного автора? Ведь любое музыкальное произведение (возьмём шире: любое произведение искусств) имеет конкретного автора, имя которого, естественно, может быть утеряно в глубине веков.

    • Если вы не слышите в чем разница, то на уровне разума я вам ничего доказать не смогу. Банально – нет никакого русского фолка. Единичные случаи его проявления это Стравинский, Мусоргский. И да, существует тысячи произведений созданные тысячами автором, поэтому нет никакого автора, также как нет авторау сказок про тысячу и одну ночь или про иванушку дурачка.

      • Вы меня совсем запутали… Если нет никакого русского фолка, то как он мог появиться у Стравинского? Он ведь должен был на чём-то основываться, от чего-то плясать? Или доступ к русскому фолку был только у одного человека? А Римский-Корсаков нервно курил в сторонке…
        И, в конце концов, для того, чтобы говорить о проявлении чего-либо, надо, чтобы ЭТО существовало.

        • Мистификации и намеренное одурачивание населения. Например, спросите у любого русского человека – какой инструмент русский народный – он вам скажет балалайка или баян! Хоть у одного русского человека звук этих псевдофолковых инструментов вызывает какие либо вибрации?? Это искусственно созданные и навязанные инструменты, которых народ и не знал никогда.
          Римский Корсаков или Стравинский могли слышать настоящую русскую, славянскую музыку так как жили в то время когда она существовала в каком то виде. Аркона и Алконост что имеют машину времени, чтобы услышать настоящую славянскую музыку?

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture