Функции музыкального материала

Продолжаем рассматривать форму и ее элементы.  На первом этапе изучения музыкальной формы очень важно изучить общие характеристики музыкального материала, а затем уже рассматривать воплощение изученных принципов в конкретных формах, жанрах и стилях. По этой причине я пишу уже третью статью, посвященную музыкальному материалу.

Музыкальный материал играет разную роль в процессе формообразования и по-разному настраивает восприятие слушателя. Можно сказать, что музыкальный материал выполняет различные психологические функции.

Если проанализировать основные функции музыкального материала, то можно выделить следующие 3:

  1. Основной
  2. Подготавливающий
  3. Завершающий

Как видите, здесь можно провести аналогию с тремя типами развития музыкального материала, о которых я говорил в предыдущей статье.

Основной материал привлекает внимание, как имеющий ведущее выразительное значение. Главное отличительное качество основного материала – это яркая образность, индивидуальность. Само понятие основной материал говорит за себя. Это то, что чаще всего запоминает слушатель в произведении (если, конечно, слушатель не музыкант, поскольку музыкант может запомнить какую-нибудь малозначительную деталь  и не помнить основной темы. У меня часто такое бывает, кстати).

Так как основной материал играет главную роль в произведении, то он должен быть поставлен в наиболее выгодные музыкальные условия (фактура, гармония и т. д.)

Подготавливающий материал

Функция этого материала — не привлекать внимание, а дать отдохнуть слушателю. Подготавливающий материал направляет внимание слушателя вперед, предсказывает появление тематического материала и готовит его появление. Тюлин обозначает это как функцию предвещания. Особую роль подготавливающий материал играет в крупных формах. От него зависит восприятие основного материала. Иногда подготавливающему материалу отводиться гораздо больше места, чем тематическому. Естественно, что здесь мы можем увидеть связь с фоновым музыкальным материалом (пассажи, арпеджио и т. д.). Однако тематический материал также может выполнять функцию подготавливающего – в этом собственно состоит различие в классификациях музыкального материала, с которыми мы познакомили в предыдущих статьях. Подготавливающий материал используется во вступлениях и местах перехода одного тематического материала в другой.

Завершающий материал

Функция данного материла — также вызывать ожидание. Но в отличие от подготавливающего материала (предвещает новый материал) завершающий материал вызывает ожидание завершения раздела формы или произведения в целом. Это итог предыдущего развития, который закрепляется и утверждается, в том числе тонально. Для завершений характерен рельефный музыкальный материал и расположение в конце формы (кода, реприза и т. п.)

Характерным композиционным приемом является перемена функций материала в процессе его развития. Например, завершающая функция сменяется подготавливающей (завершение прерывается и превращается в подготовку к следующей части формы, т. н. ложная кода).

Также возможно совмещение функций. Основной материал может быть также подготавливающим к появлению следующего. Это характерно для главной партии сонатной формы.

Итак, музыкальный материал выполняет три функции, которые композитор должен умело использовать при воплощении своих идей. Для более глубокого понимания материала рекомендую проанализировать Вашу любимую музыку с точки зрения функции музыкального материала.

 

»crosslinked«

Добавить комментарий