Классификация гамм и ладов или Какие гаммы бывают

Один из самых популярных вопрос у начинающих музыкантов Какие гаммы бывают или какие есть гаммы в музыке?

Из этой статьи Вы узнаете классификацию гамм и ладов, которые можно встретить в современной музыке.

Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число гамм и ладов.

В принципе в этом нет ничего плохого ,можно с помощью одной гаммы выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить гамму с  определенным блюдом, то многие, наверное, хотят расширить свои "гастрономические" пристрастия. Вся прелесть необычных гамм в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых  усилий, получать специфичекое,присущее только этой гамме звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный,арабско-испанский колорит,пентатоника звучит по китайско-японски,а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждая новая гамма это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.

C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием гамм я создал специальную рубрику "Гаммы и Лады", в которой будут находиться статьи с полным описанием ладов.Одна статья одна гамма.

Что необходимо для успешного изучения ладов?

  • Изучите ноты и структуру гаммы,постарайтесь запомнить ее звучание.К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
  • Проработайте различные типы мелодических секвенций внутри лада.
  • Проиграйте гармонические примеры лада,обращая внимание на характерные аккорды.Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности,то и принципы гармонизации у них будут другие.К кажому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
  • Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада.В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка,которая направляет движения композиционной мысли.
  • Попробуйте применить изученный лад в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими ладами.

Теперь рассмотрим общую класиффикацию гамм и ладов.

Количество гамм используемых в тональной и модальной музыке различно.Тональная музыка опирается на две основные гаммы: мажорную и минорную(а также их разновидности гармонические и мелодические).Этим исчерпываются возможности построения гамм в тональной музыке,поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.

В модальной и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.

В целом все лады и гаммы можно разделить на несколько категорий:

Традиционные гаммы - к ним относятся лады:

  • ионийский
  • дорийский
  • фригийский
  • лидийский
  • мисколидийский
  • эолийский
  • локрийский

а также мажорная и минорная гаммы и их разновидности.

Пентатонные гаммы которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники.А также гемитонные с одним или двумя полутонами(как пример японская гамма)

Этнолады  - к этим ладам относятся различные китайские,цыганские,балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.

Искусственно созданные - это могут быть сочетания уже известных ладов(например лидийско-эолийский,лидийско-миксолидийский),а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном.Еще один способ создания искусственных ладов - это комбинация интервальных моделей,например 1:2, 1:3 и т.д

Следующая группа особых ладов - это лады ограниченной транспозиции Мессиана - в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма так и необычные новые лады.

Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций(например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются).Эти лады находятся на стыке модальности и тональности(один лад может находиться в трех тональностях)

Следующая группа многооктавные лады - диапазон таких гамм простирается от ноны до двух октав и даже больше(например, обиходный звукоряд).

Отдельного внимания заслуживают джазовые гаммы:

  • блюзовая пентатоника
  • блюзовый мажор
  • альтерированная доминантовая гамма
  • бибоповый мажор
  • бибоповый минор
  • мелодический джазовый минор
  • увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)

Цель изучить за год 50 гамм.Каждую неделю я буду очень подробно разбирать каждый лад и возможные сферы его применения вплоть до стилистики.

»crosslinked«

One thought on “Классификация гамм и ладов или Какие гаммы бывают

  1. Ошибка в перечне традиционных гамм — в конце вместо локрийского лада написан фригийский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *