• Корзина пуста.

Классификация гамм и ладов или Какие гаммы бывают

Из этой статьи Вы узнаете классификацию гамм и ладов, которые можно встретить в современной музыке.

Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число гамм и ладов.

В принципе в этом нет ничего плохого, можно с помощью одной гаммы выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить гамму с  определенным блюдом, то многие, наверное, хотят расширить свои “гастрономические” пристрастия. Вся прелесть необычных гамм в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых  усилий, получать специфическое, присущее только этой гамме звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный, арабско-испанский колорит, пентатоника звучит по китайско-японски, а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждая новая гамма это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.
C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием гамм я создал специальную рубрику “Гаммы и Лады”, в которой будут находиться статьи с полным описанием ладов. Одна статья одна гамма.

Что необходимо для успешного изучения ладов?

Изучите ноты и структуру гаммы,постарайтесь запомнить ее звучание.К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.

Проработайте различные типы мелодических секвенций внутри лада.

Проиграйте гармонические примеры лада, обращая внимание на характерные аккорды. Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности, то и принципы гармонизации у них будут другие. К каждому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.

Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада. В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка, которая направляет движения композиционной мысли.

Попробуйте применить изученный лад в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими ладами.

Теперь рассмотрим общую классификацию гамм и ладов.

Количество гамм используемых в тональной и модальной музыке различно. Тональная музыка опирается на две основные гаммы: мажорную и минорную (а также их разновидности гармонические и мелодические). Этим исчерпываются возможности построения гамм в тональной музыке, поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.

В модальной и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.

В целом все лады и гаммы можно разделить на несколько категорий:

Традиционные гаммы – к ним относятся лады:

  • ионийский
  • дорийский
  • фригийский
  • лидийский
  • мисколидийский
  • эолийский
  • локрийский

а также мажорная и минорная гаммы и их разновидности.

Пентатонные гаммы которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники. А также гемитонные с одним или двумя полутонами(как пример японская гамма)

Этнолады  – к этим ладам относятся различные китайские, цыганские, балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.

Искусственно созданные – могут быть сочетания уже известных ладов (например лидийско-эолийский, лидийско-миксолидийский), а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном. Еще один способ создания искусственных ладов – это комбинация интервальных моделей, например 1:2, 1:3 и т.д

Следующая группа особых ладов – это лады ограниченной транспозиции Мессиана – в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма так и необычные новые лады.

Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций (например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются). Эти лады находятся на стыке модальности и тональности (один лад может находиться в трех тональностях)

Следующая группа многооктавные лады – диапазон таких гамм простирается от ноны до двух октав и даже больше (например, обиходный звукоряд).

Отдельного внимания заслуживают джазовые гаммы:

  • блюзовая пентатоника
  • блюзовый мажор
  • альтерированная доминантовая гамма
  • бибоповый мажор
  • бибоповый минор
  • мелодический джазовый минор
  • увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)

6 комментарий (-ев) к статье "Классификация гамм и ладов или Какие гаммы бывают"

  1. Ошибка в перечне традиционных гамм – в конце вместо локрийского лада написан фригийский

  2. почему увеличенная гамма и целотоновая разные?

  3. Уменьшенная гамма подразумевает что между I и III должна быть м.3, а увеличенная, что между I и III б.3. По структуре увеличенная синонимична целотоновой гамме, т.к. у обеих между ступенями 2 полутона.

  4. Идеальная статья.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture