Классификация ладов в музыке

Один из самых популярных вопрос у начинающих музыкантов: Какие гаммы бывают, точнее какие есть лады в музыке?

Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число ладов.

В принципе в этом нет ничего плохого, можно с помощью одного лада выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить лад с  определенным блюдом, то многие, наверное,захотят расширить свои «гастрономические» пристрастия. Вся прелесть необычных ладов в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых  усилий, получать специфическое, характерное для конкретного лада звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный, арабско-испанский колорит, пентатоника звучит по китайско-японски, а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждый новый лад это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.

C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием ладов я создал специальную рубрику «Гаммы и Лады», в которой будут находится статьи с полным описанием ладов. Одна статья один лад/гамма.

Что необходимо для успешного изучения ладов?

  • Изучите ноты и структуру гаммы, постарайтесь запомнить ее звучание. К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
  • Проработайте различные типы мелодических секвенций внутри лада.
  • Проиграйте гармонические примеры лада, обращая внимание на характерные аккорды. Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности, то и принципы гармонизации у них будут другие. К каждому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
  • Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада. В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка, которая направляет движения композиционной мысли.
  • Попробуйте применить изученный лад в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими.

Теперь рассмотрим общую классификацию ладов.

Количество ладов используемых в тональной и модальной музыке различно. Тональная музыка опирается на два основных лада: мажорный и минорный (а также их разновидности гармонические и мелодические). Этим исчерпываются возможности построения ладов в тональной музыке, поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.

В модальной и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.

В целом все лады можно разделить на несколько категорий:

Традиционные к ним относятся лады:

  • ионийский
  • дорийский
  • фригийский
  • лидийский
  • миксолидийский
  • эолийский
  • локрийский

а также мажор, минор и их разновидности.

Пентатонные лады, которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники. А также гемитонные с одним или двумя полутонами (японские лады)

Этнолады — к этим ладам относятся различные китайские, цыганские, балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.

Искусственно созданные — это могут быть сочетания уже известных ладов (например, лидийско-эолийский, лидийско-миксолидийский), а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном. Еще один способ создания искусственных ладов — это комбинация интервальных моделей, например 1:2, 1:3 и т.д

Следующая группа особых ладов — это лады ограниченной транспозиции Мессиана — в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма, так и необычные новые лады.

Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций (например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются). Эти лады находятся на стыке модальности и тональности (один лад может находиться в трех тональностях)

Следующая группа многооктавные лады — их диапазон простирается от ноны до двух октав и даже больше (например, обиходный звукоряд).

Отдельного внимания заслуживают джазовые лады:

  • блюзовая пентатоника
  • блюзовый мажор
  • альтерированная доминантовая гамма
  • бибоповый мажор
  • бибоповый минор
  • мелодический джазовый минор
  • увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)

1 высказывание к “Классификация ладов в музыке

Добавить комментарий