Гармония и дзен

Совсем недавно я натолкнулся на одну очень интересную идею, касающуюся мышления музыканта на разных уровнях его развития.

Все началось на самом деле еще очень давно, когда один из моих знакомых музыкантов заявил – гармония не может двигаться никаким другим способом кроме, как в рамках классической триады(T-S-D). На тот момент у меня не было понимания того, как выходить  за рамки классической гармонии, но я четко понимал, что данное утверждение есть большое заблуждение.

Затем, изучая разные гармонические концепции, я открыл для себя огромное количество вариантов взаимодействия аккордов. И каждый из них дополнял моё собственное видение гармонии в целом.

Как оказалось большинство музыкантов (не зависимо от уровня образования) не могут перебороть свою тягу к применению понятных и логичных правил. (Чему конечно очень сильно способствует модель образования). То есть очень часто человек, имеющий профессиональное музыкальное образование – просто не может воспринять концепцию всеобщей свободу музыкальных средств и одновременно их ограниченность.

Поскольку мне очень близки концепции дзен-буддизма, то я неожиданно для себя я увидел проявление закономерностей, о которых говорится в притче:

Первая ступень восприятия: гора – это гора

Вторая ступень восприятия: гора – это не гора

Третья ступень восприятия: гора – это гора

Применяя эту концепцию к музыке можно получить ответы на многие вопросы.

Таким образом, если говорить о гармонии каждый музыкант проходит следующие три стадии:

  1. Гармония это последовательности аккордов и сами аккорды, которые чередуются каким-то магическим образом. То есть на этой стадии гармония – это отсутствие закономерностей. Музыкант просто блуждает в потемках и даже не думает о возможности организовать этот хаос.
  2. Затем музыкант приходит к мысли о том, что аккорды не просто так соединяются друг другом – а в результате выполнения определённых закономерностей. На данном этапе, как бы открываются глаза, и музыкант начинает воспринимать все сквозь призму тональности  (и часто даже там где этого нет). Концепция кажется логичной и прозрачной и позволяет при минимуме усилий создавать огромное количество последовательностей и вариантов гармонизации.
  3. При получении слухового опыта музыкант очень быстро пресыщается постоянно повторяющимися кадансами и оборотами, которые независимо от усложнений все равно звучат очень похоже (как не заменяй оборот D-T,слух все равно слышит тяготения). В этот момент начинается уход в сторону от правил и поиск других концепций (модальность, политональность, атональность и т.д.) По сути можно сказать, что на этом этапе формируется индивидуальность музыканта, поскольку в итоге он начинает понимать, что гармония – это отсутствие правил и единственное, что необходимо сделать — это создать свои правила, которые в каждом конкретном произведении будут абсолютно разными. В этом состоит парадокс современной музыки. Если раньше одна концепция управляла разными музыкальными произведениями, то теперь все с точностью наоборот – одна концепция – одно произведение. Это касается не только сложной академической музыки, но и применимо к стилям фьюжн, джаз-рок, авангард и т.д.

Таким образом, мы приходим к концепции того, что главная функция творца, это управление бесконечностью возможностей и выделение из них необходимых ему элементов.

Удерживая в голове три стадии прохождения человека через знания, Вы будете непрерывно развиваться в любой области (теория музыки, полифония, аранжировка и т.д.)

Закончу это философское эссе цитатой гения по теме:

“Функция творца – это просеивание элементов, поставляемых ему воображением, ибо необходимо, чтобы человеческая деятельность сама определяла свои границы. Чем больше искусство контролируется, лимитируется, обрабатывается, тем оно свободнее.

Что касается меня, то в момент, когда я сажусь работать, я испытываю смертельный страх перед бесконечностью открывающихся мне возможностей и от ощущения, что мне все дозволено…

Должен ли я затеряться в этой пропасти свободы? К чему мне привязывать себя, чтобы избежать головокружения перед этими возможностями бесконечности? Но я не погибну. Я сумею победить страх и успокою себя мыслью о том, что располагаю семью звуками гаммы и ее хроматическими  интервалами, что в моем распоряжении сильные и слабые доли, прочные и конкретные элементы, дающие мне такое широкое поле деятельности, как и эта туманная и головокружительная бесконечность, которая только сто пугала меня. Именно в этом поле пущу я свои корни, твердо убежденный в том, что комбинации, предлагаемые двенадцатью звуками каждой октавы и всеми ритмическими вариантами, обещают мне богатства, которые человеческий гений никогда не исчерпает.”  (И.Ф. Стравинский “Музыкальная поэтика”)

»crosslinked«

5 thoughts on “Гармония и дзен

  1. классная статья)) про гору — прям себя увидел. бьешься над чем-нибудь, думаешь, блин это нереально доделать. потом раз — находится выход и это уже не гора. но дальше возникают новые трудности, так как хочется всегда сделать лучше и интереснее.
    и про создание собственного стиля — хорошая мысль. никто еще так и не говорил, КАК его создать. пространные фразы типа играйте чужое, комбинируйте и создавайте свой стиль.

  2. Да, Денис, далеко пойдешь… Спасибо тебе за то, что ты такой появился в сети. Дураков, нахватавшихся верхушек и пытающихся учить других, хватает. А вот от твоих статей впечатления самые положительные.

  3. Денис. Читаю твои статьи. смотрю видео. Интересно, правда для слабо подготовленного наверно сложно. не покидает ощущение какой-то незаконченности. может энергии маловато. монотонно несколько. надо как в музыке — побольше динамики. а вообще громадное спасибо за твои уроки.

Добавить комментарий