Гештальт-подход в гитаре

Привет!

Сегодня я передлагаю Вам еще одну гостевую статью от Руслана Идрисова. Руслан раскрывает довольно необычную тему, лежащую в области музыкальной психологии.
Я большой поклонник музыкальной психологии и считаю, что ее изучение нужно начинать как можно раньше, поскольку правильный психологический подход в занятиях может очень сильно облегчить освоение инструмента, поможет избавиться от волнения на сцене и т. д. До сих пор я мало касался темы музыкальной психологии, поэтому думаю, что серия статей Руслана будет Вам полезна.

Гештальт-подход в гитаре

Итак, что есть гештальт.

Само понятие «гештальт» не имеет точного аналога ни в русском, ни в английском языках. Гештальт – завершенный образ, фигура, сущность которого – в его целостности. Должно быть, наиболее точным эквивалентом будет слово «целостность». Само понятие ввел в обиход Кристиан фон Эренфельс – исследуя некоторые особенности музыкального восприятия!

Аристотель, Гиппократ, Гегель – многие великие мыслители прошлого высказывали идею о том, что целое есть нечто большее, и качественно иное, чем просто сумма частей, его составляющих. Такая позиция в философии и науке называется холизмом

Скажем, у вас есть две тысячи кирпичей. Если соединить их между собой особым образом, может получиться дом – и это будет уже чем-то качественно иным, нежели две тысячи кирпичей.

Или у вас есть гамма. Сыграв ступени этой гаммы не по порядку, а через одну, вы получите три ноты, отстоящие друг от друга на терцию. Просто три ноты. Но если вы сыграете их одновременно – получите аккорд. А это нечто качественно иное в своей целостности, чем просто три ноты.

Гештальтпсихология, зародившаяся в начале 20 века, в своих исследованиях особенностей человеческого восприятия взяла эти принципы на вооружение.

Чуть выше я показал, как организация частей в целое возможна на примере музыки.

Наше восприятие стремится к целостности: даже профессиональные музыканты, различая отдельные инструменты в аранжировке, все же воспринимают композицию как цельную звуковую картину.

Стремление к завершенности, или замкнутость – еще один важный принцип гештальта. В музыке он проявляется, например, в ладовых тяготениях – очевидно, что лишенные своей воли ноты не могут стремиться разрешить себя одна в другую. Нет, это наше восприятие стремится к избавлению от субъективно ощущаемого напряжения, вызванного, к примеру, «зависанием» гаммы натурального мажора на седьмой ступени.

Вообще, музыка ярко и наглядно демонстрирует гештальт-качества. Например, транспозиционность: мелодия, исполненная в разных тональностях, всегда будет узнана, как та же самая (те самые опыты Эренфельса).

Сама гамма, с ее целостностью, завершенностью, четкими контурами есть гештальт.

 

Начало гештальттерапии.

 

Основатель гештальтерапии немецкий врач Фредерик Перлз долгое время работал как психоаналитик (но не был доволен собой в таком качестве), затем вступил в открытое противостояние с классической школой психоанализа, критикуя стремление фрейдистов рассматривать психику человека как нечто, существующее отдельно от тела. В основу его учения, помимо прочего, лег синтез психоанализа, восточной философии и гештальтпсихологии.

Итак,  думаю, у Тебя, дорогой читатель, сформировалось определенное представление о том, что есть гештальт – твое личное, уникальное, индивидуальное представление. Идем дальше?

 

Формирование гештальта

Человек, как существо одновременно биологическое, социальное, духовное, обладает потребностями. Какие-то потребности периодически выходят на передний план.  Вышедшая на передний план потребность становится фигурой. Все остальное превращается в фон. Скажем, вы хотите есть.  Гештальт формируется в тот момент, когда вы решаете пойти на контакт со средой в целях удовлетворения потребности. Тогда на передний план выходит поиск объекта, способного утолить потребность – куска хлеба, например. Далее требуется сближение и взаимодействие с объектом (откусывание куска хлеба), после чего гештальт завершается и разрушается. Как видите, жизнь представляет собой череду гештальтов.

Очевидно, что личность склонна к удовлетворению наиболее актуальной в данный момент потребности. Это очень важное замечание. Один из столпов гештальтерапии – философия экзистенциализма. Принципы экзистенциализма – ответственность к своим действиям и жизни в целом (в то время как люди зачастую предпочитают полагаться на высшие силы – судьбу, Бога, религию, общество, родителей, духовных гуру).

Люди нередко носят в себе огромное количество незавершенных гештальтов, которые, наслаиваясь друг на друга, в итоге лишают индивидуума способности определять актуальные потребности. Процесс восстановления этой способности может занимать от нескольких месяцев до десятков лет.

 

Цели гештальтерапии

Изменение поведения не входит в задачи гештальтерапии. Главная цель гештальтерапии – научить человека осознаванию себя здесь и сейчас. В тот момент, когда человек обретает способность осознавать себя, гештальттерапия может считаться оконченной.

Процесс осознавания не является сугубо интеллектуальным: осознаванию подлежат не только мысли, но и ощущения, потребности, желания, телесные процессы. Более того – попытки интерпретировать события уводят внимание от тела. К чему это приводит, я покажу в следующих статьях.

Осознавание себя дает Вам информацию о реальных потребностях. Для интенсификации процесса осознавания применяется принцип «здесь-и-сейчас». "Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило", – эти слова Перлза, возможно, напомнят Вам о восточных духовных практиках.

Положим, человек курит. «С какой целью?» – спросим мы его. «Чтобы успокоиться и не нервничать». Это очень простой пример того, как потребность успокоиться и не нервничать – при низкой степени самоосознавания – подменяется ложной потребностью вставить в рот сигару. Просто сигару.

Сколько раз мне приходилось слышать от учеников: «Я хочу научиться играть быстро», в то время как стояло за этим все, что угодно – от желания переспать с Брижит Бардо в ее лучшие годы, до мечты купить особняк в Малибу.

Способность к самоосознаванию неразрывно связана с понятием ответственности. Ответственность – способность выбирать ответные реакции на происходящее. Неразвитая способность к самоосознаванию влечет за собой низкую степень ответственности (и высокую степень виноватости – настолько высокую, что часть моих учеников на слово «ответственность» реагирует агрессивными вербальными проявлениями).

Здесь и сейчас. Ответственность. Осознанность. Вот три кита гештальттерапии, на которых покоится и мой преподавательский подход.

Лично для меня преимущества гештальт-подхода в познании себя заключаются в его практичности – он познается телом, и единством тела, разума и души.

Таким образом, гештальт – не просто метод. Это культура. Стиль жизни.

Надеюсь, я показал, как философия гештальта соотносится с музыкой, стало быть, моя задача выполнена: статья окончена, гештальт завершен. Спокойной ночи.

»crosslinked«

3 thoughts on “Гештальт-подход в гитаре

  1. были ли ученики которые хотели научиться играть быстро и осознав свою подлинную потребность переспать с Бриджит бардо бросали бы занятия?
    Я к тому что большинство людей начинают осознанно заниматься музыкой для самовыражения,а не изза того что им нравится музыка и с течением времени , разучивая новые произведения и слушая больше разной музыки начинают любить ее и это и становится движущей силой в занятиях.

Добавить комментарий