• Корзина пуста.

"Главное – не останавливайтесь!" Интервью с Максом Кичигиным( Улытау)

Пока я пишу эту статью меня переполняют радостные чувства, поскольку сегодня открытие новой рубрики сайта, которая для меня очень важна. Эта рубрика интервью с профессиональными музыкантами, которых я буду расспрашивать о музыкальной кухне и задавать самые каверзные вопросы, которых Вы точно не найдете ни в одном музыкальном журнале.

И первый гость это Максим Кичигин (Forrest Gump, Ulytau – гитара, аранжировки, продюсирование). Небольшой очерк о нем:
Максим Кичигин – композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер группы «Ulytau».
Гитарист, сочетающий в своем творчестве различные «школы» и приемы игры на инструменте. Он признан одним из ярчайших гитарных исполнителей на постсоветском пространстве, что впоследствии было отмечено такими мастерами рок-сцены, как звукорежиссер Тим Палмер и лидер всемирно известной группы «Manowar» Джо ДиМайо. Всемирно известный саунд-продюсер Тим Палмер, работавший с Оззи Осборном и группой U2, так выразился о мастерстве Максима Кичигина: “Макс виртуозно владеет гитарой. Считаю, что он продолжает традиции таких гитаристов, как Зак Уайлд и Стив Вай”. Кроме того совсем недавно Максим получил звание заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан.

От себя добавлю, что в свое время Макс очень большую роль сыграл в моей гитарной жизни. Когда мне было 18 лет я со своей группой записал первое демо и Максим, услышав его вместо того,чтобы раскритиковать (а там было много смешного:)  очень хорошо отозвался о моей игре, что дало мне второе дыхание и силы для занятий музыкой.

Итак, эксклюзивное интервью для читателей Study Music.

1.    Позволь в первую очередь поблагодарить тебя за то, что нашел время поделиться своим опытом с читателями блога.

– Спасибо,  Денис. Я рад общению.

2. Начну, пожалуй, с вопроса о теории музыки. В период становления тебя как музыканта, как ты формировал свой багаж теоретических знаний, то есть насколько это было важно для тебя в первые годы обучения?

– Еще со времен музыкальной школы, когда я был «яростным баянистом», мечтая попасть в программу «ИГРАЙ, ГАРМОНЬ»   🙂 ,  у меня всегда были проблемы с сольфеджио, поэтому особого багажа теоретических знаний не  было. Моим лучшим учителем стал магнитофон. Когда я слушал музыку, то всегда «снимал» и анализировал гармонию, ее взаимодействие с мелодией. Пробовал менять на свой лад и т.д. и т.п. И тогда понял, что одна и та же мелодия может измениться посредством подбора разных  аккордов. Тогда мне было 12-13 лет. Стараясь слушать как можно больше разноплановой музыки, я постепенно понял какой стиль и «аккордные сетки» мне больше нравятся.

3. За какой период времени в техническом плане дошел до того уровня, который у тебя есть сейчас и как много времени уделяешь занятиям в данный момент?

– Никогда не анализировал сколько часов или лет я потратил для достижения того музыкального уровня, который имею сейчас. Нужно просто много заниматься и ежедневно делать это, жертвуя многими другими приятными вещами.  Но если ты выбрал музыкальный путь – это нормально.

4. Занимался ли ты специально развитием слуха? Как учился снимать?

Мне всегда казалось, что слух либо есть, либо его нет. Именно поэтому некоторых детей берут в музыкальную школу, а остальных не принимают, мотивируя это отсутствием способностей.  Я поступил в музыкальную школу, потому что изначально у меня были способности к музыке и ничего специально в себе я не развивал. Снимал я также, как и многие другие музыканты, нещадно «ломая» кнопки  магнитофона.  🙂

5. Насколько я знаю, ты отвечаешь за всю музыкальную составляющую в «Улытау». Можешь обрисовать, как ты подходишь к аранжировке? C чего начинаешь? Каким моментам уделяешь особое внимание? Как работаешь с ритм секцией и т.д.?

– Все начинается с первоосновы – партии домбры.  Я сажусь с домбристом  и он играет мне в медленном темпе свою партию, и я в этот момент продумываю гармонию, начиная с партии бас-гитары. Так как домбровые кюи очень сложны  ритмически и интервально, – на это уходит очень много времени. 90 % басовой линии в «Улытау» идет  в унисон с рифами. Когда эта работа закончена, я сочиняю вступление, партию скрипки, отклонение в середине и соответственно, коду. Вот и весь рецепт. Садимся репетировать и «собирать» все куски в одно целое.  На словах это звучит очень просто, но на самом деле за каждым произведением стоит очень большой труд.  Я думаю, что  аудитория знающая репертуар «Улытау» поймет,  о чем я говорю.

6. Охарактеризуй твою модель работы с гармонией?

Из множества вариантов расклада той или иной мелодии гармонически, я выбираю тот, который прежде всего, и главное, не портит мелодию и не вызывает у слушателя недоумения.  Я знаю множество примеров, когда гениальные в своей простоте мелодии были испорчены чрезмерной и перенасыщенной гармонической «джазовой интеллектуальностью».  Я не против джазовой музыки, но считаю, что все должно быть «к месту».

7. Есть какая-либо система,  от которой ты отталкиваешься, когда сочиняешь музыку?

–  На мой взгляд,  музыка это  не кулинария где есть готовые рецепты, которым нужно следовать. Музыка не поддается системности и вычислению. Это то, что приходит свыше.  Я следую за Вдохновением, музыкальной интуицией и чувством вкуса и меры, и Слава Всевышнему, – эти составляющие музыкального успеха  меня еще никогда не подводили. Хотя оглядываясь назад на свои первые музыкальные наброски, иногда у меня возникает добрая улыбка и мысль: «Да…вот наваял –то». Одним словом, не все обретаешь сразу. У каждого музыканта свой путь.

8. B период Forrest Gump и сейчас ты используешь очень часто смены размера и нестандартные размеры. Как такие ритмы появляются? Это часть композиции или они уже появляются в результате аранжировки? И как влияет фразировка на выбор размера?

– Да, смены размеров бывают обусловлены самой композицией.  А иногда просто сознательно хочется повернуть поток музыки вспять и из одного музыкального измерения, переместиться в новый размер. И побыв там какое-то мгновение вернуться назад.

9. Как ты развивал импровизационные навыки? Насколько это заготовки, а насколько “поток сознания”? Может какие-то упражнения именно по импровизации использовал? и опять же, как развивал фразировку?

– Конечно, как у каждого музыканта, есть свои «заготовки», но одна и та же импровизация не может повториться. Сегодня светит солнце, и ты играешь так. Завтра идет дождь – ты играешь иначе, хотя у тебя была одна и та же заготовка.

10. Так как музыка, которую ты делаешь , довольно прогрессивна, то не могу не задать вопрос по форме. Есть какие-то излюбленные формы или опять же все формируется по ходу? Что первично форма или содержание? Как часто используешь дополнения и расширения формы уже в процессе аранжировки? (пример в «Сары жайлау» соло скрипки – это часть которой нет в оригинале)

–  Для меня важна и форма и содержание. В музыке важна гармоничность и эти составляющие неразделимы. Более подробно о дополнениях и создании партий я ответил в вопросе №5.

11. Как ты сохраняешь баланс в сольных гитарных пьесах между желанием оторваться по-полной и сохранить доступность для слушателя? То есть вопрос: как научиться продюсировать самого себя?

– Когда я сочиняю произведение, ставлю себя на место слушателя и представляю какой будет его реакция, когда в произведении будут сплошные «навороты»  и «пилилово». Стараюсь, чтобы слушателю было комфортно наслаждаться моей музыкой, и он при прослушивании не боролся  с желанием переключить на другой трек. Но это не значит, что я подстраиваюсь под аудиторию. Всем не угодишь. Естественно, прежде всего то, что я делаю, должно нравиться мне.

12.Ну и в конце дай совет музыкантам:)

– Как сказал Петр Ильич Чайковский: «Вдохновение не приходит только ленивым». Поэтому, -играйте, сочиняйте, творите, «наворачивайте», «пилите», «снимайте»! В конечном итоге –  все это даст свои плоды.  Главное – не останавливайтесь!
И в конце видео с импровизацией от Макса Кичигина

video
play-sharp-fill

26.03.2020

8 комментарий (-ев) к статье ""Главное – не останавливайтесь!" Интервью с Максом Кичигиным( Улытау)"

  1. Вы знаете, немного по-детски..если сравнивать с Ваем и Уайлдом в такой же “живой” обстановке. Но в студии уверен, парень нарезает не хило. Это про видео. А за интервью спасибо. Было интересно.

  2. Рекомендую послушать сольный альбом Макса – очень сильная работа

  3. хорошие вопросы

  4. “Яростный баянист” – великолепно!
    P.S. У кого нет слуха и кого не взяли в муз. школу,(мой, в частности, случай), не отчаивайтесь! Без слуха тоже можно сочинять музыку 🙂 (какой при этом будет результат?!! Но главное – fun для себя) 🙂

  5. Ну я здесь с Максом не согласен.У нас в музыкальной школе! работал педагог без музыкального слуха.Людей без музыкального слуха практически не бывает

  6. Хорошее интервью!Но насчет постоянного вдохновения сомневаюсь.Постоянный интерес может быть.А вдохновение…!?Ведь много времени уходит на определенные детали (разные рабочие моменты). Считаю творчество одним из видов счастья.Всем желаю счастья в творчестве!

  7. Отличная статья! Великолепный музыкант! Я хорошо помню альбом группы “Улытау” и слова Тима Палмера в буклете, который говорит о Максиме Кичигине, как о “продолжателе традиций таких гитристов, как Вай и Уайлд”. Учитывая, что Палмер и Кичигин вместе сводили альбом (что также отмечено в буклете) и у Палмера была возможность узнать “Кто такой Макс Кичигин на деле”, я к примеру доверяю авторитетности слов мэтра западной звукорежиссуры. Не знаю, как играют ребята, которые мыслят какими-то штампами, сравнивают Кичигина и Вая, но я и сам, как музыкант, считаю, что Макс Кичигин действительно один из лучших гитаристов в стране. Достаточно послушать его сольник “За гранью условностей” и конечно диск “Улытау”. Так играть – это вам не посты в интернете строчить.

  8. Отличное интервью, узнал ответы на некоторые вопросы которые меня интересовали, спасибо большое)

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture