Грув

Грув

Сегодня хочу поговорить о важной теме, которую должен изучать каждый аранжировщик и композитор – это грув. Грув это то, без чего сложно представить 90% современной музыки.

Начнем с определения из словаря

Грув (англ. groove — выемка, желобок, паз) — образец ритмической организации, свойственной определенному музыкальному стилю. Включает не только ритмические рисунки, но и характерные для стиля неточности в их исполнении, а также акцентировку.

Большинство стилей современной музыки основано на ритме. Джаз, рок, электронная музыка базируются на пульсе, “нерве”, остинатных ритмических фигурах, которые заставляют танцевать, топать ногой в такт и т.д.

Как правило, за ритмическую накачку аранжировки отвечает ритм-секция (отсюда собственно и ее название), которая состоит обычно из барабанов и баса (минимальный состав)  плюс опционально добавляются клавиши, гитара и перкашн. А основная ритмическая фигура, на которой базируется аранжировка, называется Groove.

Грув – создает ощущение свинга, драйва и является основой в таких стилях как джаз, рок, фьюжн, соул, фанк.

Исследователи считают, что хороший грув – это всегда тщательным образом выверенная комбинация ритмов, которая с одной стороны акцентирует основной метр (что заставляет топать ногой слушателя), а с другой создает ритмические рисунки противоречащие метру. Соответственно возникает “ натянутое, как тетива” звучание.

Простейший грув барабанов выглядит так.

Как и понятие,  свинг о котором я уже писал ранее, groove имеет неоднозначное толкование, хотя бы в силу того, что само понятие пристально начали изучать только в 90е годы. Многие английские и американские издания считают понятия свинг и грув синонимами.

Так как чувство свинга и чувство грува не поддается нотной фиксации, то многие исследователи признают субъективность этого понятия. Marc Sabatella в статье создание грувов анализируя восприятие грувов пишет, что “ один музыкант слышит идеальное чувство грува у барабанщика, в то время, как другой скажет, что барабанщик играет слишком жестко, а третий будет утверждать, что ритм слишком свободен”. Несмотря на это все источники сходятся в одном – грув дает композиции дыхание и заставляет звучать песню индивидуально.

Если с точки зрения теории грув это приятный, ярко выраженный ритм, заставляющий танцевать или двигаться в такт, то с точки зрения исполнителя и аранжировщика это, прежде всего манера исполнения. Один и тот же грув сыгранный разными музыкантами будет звучать по-разному.

Причина здесь кроется в микроскопических отступлениях от математического метра (агогика), которые не поддаются фиксации и разумному осмыслению. Одни исполнители ускоряют опорные доли, другие же наоборот замедляют. В результате и получается грув.

Также стоит отметить, что с музыкальной точки зрения грув представляет собой, как правило, остинатную фигуру, которую повторяют все инструменты, но с легкими вариациями. Также партии инструментов в груве отслеживают смену аккордов. Хотя чаще всего грув создается ударными и партией баса.

Использование грувов в разных стилях

R&B

Здесь понятие грув прежде всего ассоциируется с James Brown и его ритм секцией. Как правило, они играют остинатные фигуры на протяжении очень долгого времени с использованием пульсации 16ми и постоянного синкопирование. В результате никто не может усидеть на месте.

Достаточно послушать песню Sex Machine, чтобы понять, о чем идет речь.

Hip-hop

Поскольку ранний хип-хоп был основан на фанке, то грувы хип-хопа также имеют свойственное фанку синкопирование, единственное отличие это использование электронного баса и более медленных темпов. В целом же принципы одни и те же.

Jazz

Большинство jazz грувов основаны на свинге (традиционный, бибоп) или клаве ( фьюжн,Latin). Джазовые грувы чаще всего основаны на пульсации свинговыми восьмыми с множеством синкоп. Наиболее популярны синкопы к первой и третьей долям. Также в джазе очень часто используется double-time fell и прочие специфические приемы. Для музыки фьюжн характерно использование полиритмии и размера 16/16.

Reggay

Как известно, ритмы реггей породили стиль dub и его ответвления. Простейший грув в реггей основан на постоянном акцентировании слабых долей (восьмых или слабых триолей) и прозрачной партии баса, которая противопоставлена основному груву. Креольский термин Riddim используется для описания остинатных фигур, на основе которых создаются ритмы реггей.

Естественно, что каждый стиль имеет свои особенности создания грувов. Но первоосновой любого грува практически всегда будет партия ударных, основанная на акцентировании одних долей и нивелировании других.

Очень полезно анализировать грувы в разных стилях и отмечать наиболее яркие моменты, которые затем можно использовать в Вашем творчестве.

 

»crosslinked«

6 thoughts on “Грув

  1. Про электронную музыку почти ничего… А можно было бы что-нибудь упомянуть. При использовании драм-машинок во избежание однообразия и грува для применяются приемы многослойности ударных, сложной перкуссии, «растянутого» баса, весьма изощренное синкопирование, панорамирование и т.д.

  2. Никакого особенного ума тут не нужно :) Погугли музыку транс (там мелодии сильно зацикленные, а потому без ритмических вариаций никуда) или посмотри как делают драм-н-басс :)

  3. Грув интересная тема,особенно в джеме с барабанщиком.У меня манера опрежения на басу,играю с подстёжкой.и шагающий бас и рифы.Главное чтоб драмер был в курсе,что такое время,а то или говорят что я загоняю.хотя сохраняю пульсацию.или начинают загонять метр .

Добавить комментарий