Идеи для смены тональности в вашей композиции

Сегодня практическая статья, в которой я собрал для вас варианты схем для модулирования и отклонений, которые популярны в современной музыке. Данные схемы систематизированы в виде кадансов, так как чаще всего кадансовые формулы используются для смены тональностию

Если вы не знаете, что такое кадансы, то обратитесь к видеоуроку по ссылке

Кадансы

Вы можете использовать эти схемы, как для расширения звучания аккордовой последовательности внутри построения, так и для смены тональности между частями формы.

К каждой схеме я дам краткие пояснения.

Итак, поехали!

  1. Уменьшенный аккорд, как замена доминанты

Многим знакома модуляционная формула типа V-I для новой тональности (например, Am -A- Dm). Такое звучание является достаточно традиционным и узнаваемым, но что если использовать более продвинутый подход?

Я думаю вы знаете, что любой септаккорд можно легко представить в виде более сложного альтерированного аккорда, особенно если такой аккорд используется для модулирования.

Конкретно нас будет интересовать одна из версий нонаккорда, а именно аккорд с пониженной ноной.

Несложно заметить, что верхний осколок этого аккорда является аккордом dim.

Для аккорда E7#9 это G#dim, а также Bdim, Ddim и Fdim. Любой из этих аккордов можно использовать для модулирования.

Например, вместо модуляции через доминанту типа:

C — G — E7 — Am

вы можете использовать такое движение

C — G — Fdim — Am

или

C — G — Ddim — Am

Что дает более интересное звучание и возможность поработать с голосоведением.

2. Фригийский каданс

Фригийский каданс, как понятно из названия, основан на использовании движения IIb-I.

При использовании этого подхода возникает звучание на стыке модальности и тональности.

Особенно это хорошо работает для отклонения в далекие тональности.

Например, вы хотите перейти из Bbm в C мажор. Используя фригийский каданс можно получить такое движение.

Bbm — Gb — Ab- Db- Cm- G -Cm

3. Эолийская каденция

Эолийской каденцией называют движение VII-I в натуральном миноре. Для использования этого движения в отклонениях лучше всего использовать такое сочетание тональностей, при котором VII новой минорной тональности будет новым аккордом для исходной.

Например, в тональности С мажор нет аккорда D.

Поэтому отлично будет звучать отклонение вида С-G-Am-[D-Em]

Близка по звучанию эолийской каденции миксолидийская (VIIb-I в мажор).

Ее можно использовать также как эолийскую.

Например, C-Am-F-[G-A]

4. Минорная плагальная каденция

Об этом способе частично рассказано в видео уроке

Модуляция через субдоминанту

 

Здесь в качестве основного оборота используется движение IVm-I.

Аккорды IVm ступени характерен для гармонического мажора и обладает большим тяготением в тонику за счет наличия полутонового тяготения между VIb и V ступенями лада.

Данный аккорд имеет лирическое, мягкое звучание.

Движение IVm-I используется в основном для возврата или модулирования в мажорную тональность.

С помощью этого движения легко переходить в тональности с разницей на 4 знака.

Например:

С — G — Am=IVm-E

И дальше движение продолжается по E мажору.

Достаточно часто такие варианты можно найти у Beatles, Oasis, Элтона Джона.

5. Мажорно-плагальная в миноре

Данный вид движения является (IVM-I или D-Am/D7-Am), по сути, аналогией предыдущего только для минора.

Такой ход создает дорийское звучание и может использован для перехода из мажора в минор и из минора в минор.

Похожий вариант можно услышать в песне Джона Леннона «Girl» перед словами She’s the kind of girl

Идет движение в Eb:

Eb- Gm -Fm — Bb(=VI для Fm) Fm-C

Продолжение в следующей статье…

»crosslinked«

Добавить комментарий