Импровизация аккордами

В большинстве случаев говоря об импровизации в каком-либо стиле музыканты подсознательно подразумевают мелодическую импровизацию,то есть создание одноголосной линии на какую либо гармонию(заранее заданную либо произвольную).

Однако как мы знаем импровизация это сочинение музыки во время исполнения и отсюда следует,что кроме создания мелодии импровизатор в идеале должен уметь создавать все элементы музыкальной ткани здесь и сейчас.

Естественно,что это более развитая ступень импровизационного мышления доступная не каждому поскольку некоторые инструменты просто физически не позволят нам сыграть аккорды.

Однако все не так просто как кажется.Давайте еще раз обратимся к схеме того,как мыслит музыкант-импровизатор.

Возьмем для примера самую простую схему.Музыкант знает тему,которая имеет заранее заданную  форму и основной гармонический фундамент.Отталкиваясь от материала темы и гармонии он выстраивает свою импровизацию — обратите внимание,что форма и фактура практически уже сформированы.

Теперь представим себе ситуацию в которой будет уместно применение импровизации аккордами.

1. Мы играем на многоголосном инструменте(фортепиано,гитара) и импровизируем поверх гармонии темы аккордами,т.е. мы на одни аккорды добавляем еще много других.

Как это реализуется на практике.Посмотрим простой пример — это фрагмент импровизации Джо Пасса на джазовый стандарт.Здесь умело переплетается гармоническая и мелодическая импровизация

Обратите внимание на то,что аккорды по сути выписаны для облегчения чтения нот,Джо мыслит здесь более крупными блоками т.е. началом такта и изредка третьей долей.Это очень прозрачный пример того,как поверх одной гармонии можно с легкостью вставлять другие аккорды.В основном здесь использован принцип замен и дополнений.

Это джазовое мышление и здесь присутствуют многие типичные обороты используемые в практике многими солистами( Вы естественно также должны их знать,но эта тема отдельного разговора).

Итак идем дальше

2. Мы играем на многоголосном инструменте без заданной темы и гармонии.

В этом случае у нас нет ни формы,ни фактуры т.е. мы создает произведение здесь и сейчас.

В зависимости от стилистики Вы даже можете применять полифонические приемы( Бах делал это с легкостью:).

Однако поскольку мы говорим сейчас о гармонической импровизации т.е. рассмотрим данный тип импровизации именно в этом контексте.

Здесь Вам будет необходимо выбирать тип гармонического движения,формат аккордов,стилистику гармонии и ее согласование с мелодией которую Вы импровизируете.Хотя это кажется очень сложным на самом деле музыканты(особенно джазовые) очень любят все упрощать поэтому и в данном вопросе есть несколько хитрых фишек.

Во первых если Вы импровизируете тональную музыку, то можете просто использовать заранее заученные кадансы либо типичные формы движения и последовательности характерные для стиля.

Очень часто используется следующий прием смешиваются сетки нескольких пьес и на основе них выстраивается гармония импровизации.

Помните,что времени  на раздумья у нас нет,поэтому чем больше подготовленного и наигранного материала( последовательности,заученные стандарты и т.д.) тем лучше .

В свободных и современных стилях импровизации можно использовать приемы атональной и аритмичной музыки,а также в сложные моменты добавлять побольше хроматических ходов.

Пример свободной импровизации

Здесь применяются атональные способы гармонического изложения,а также свободная гармонизация

Последний

3 вариант

мы играем на одноголосном инструменте без заданной формы,темы и гармонии.

В этой ситуации музыкант мыслит также как и во втором случае,только гармония им не озвучивается,а обыгрывается. И поскольку слушателю в такой ситуации невозможно понять,что подразумевает музыкант,то импровизировать в данной ситуации гораздо проще.

В следующей части я рассмотрю практические приемы освоения гармонической импровизации.

Добавить комментарий