ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛЫ

Интервалы в музыке являются настолько же фундаментальным понятием, как слоги или буквы в языке. Согласитесь сложно освоить языке без знания букв и понимания того, как они образуют слова. Тоже самое касается интервалов – они и строительный материал для аккордов и мелодий, интервалы описывают соотношение аккордов и тональностей, а умение определять интервалы на слух позволяет музыкантам подобрать любую мелодию на слух.

В общем без знания и понимания интервалов никуда.

Являются ли интервалы теоретическим изобретением? И может быть нет никакой необходимости знать и учить интервалы?

Конечно, как и большинство понятий в теории музыки, интервалы существуют по объективным причинам. Чтобы понять что это за причины и что это за интервал давайте представим первобытного певца который научился петь одну ноту.

Очевидно, что она ему очень быстро надоела и он путем не хитрых экспериментов нашел еще пару нот и начал напевать простейшую мелодию. И сразу же наш музыкант начал иметь дело с интервалами, так как если есть разные звуки, то очевидно, что между ними есть какое то расстояние или по другому можно сказать соотношение. С научной точки зрение интервал это соотношение звуков, но с практической точки зрения их гораздо проще представлять в виде именно расстояния между двумя звуками.

А так ли нам нужно мерить это расстояние?

Действительно в музыке до появления темперированного строя и аккордов смысла в измерении музыки интервалами было не много, так как расстояние между звуками до ре и звуками ре ми было разным.

Но сегодня именно интервалы дают нам возможность выучив всего лишь одного расстояние между двумя звуками определять их между любыми двумя звуками!

Например, между нотами до и ре расстояние в целый тон и между нотами ре и ми тоже расстояние в целый тон. Это значит, что на слух они воспринимаются одинаково!

Итак, давайте определимся с теоретическими понятиями.

Слово интервал переводится как расстояние или промежуток и мы можем его использовать в сферах не связанных с музыкой, например мы знаем что в тексте есть междустрочный интервал. Ничего сложного.

Но так как в музыке не два звука, а 12, то для интервалов придумана своя иерархия и названия, которые помогают музыкантам общаться друг с другом и осваивать более сложные элементы музыки.

Для запоминания названий интервалов и понимания того, как эти названия связаны с расстоянием/соотношением обратимся к вашему опыту.

Для начала запомним такие слова:

Прима – первая. Как прима балерина, примадонна.

Секунда – вторая. Сравните Second Hand – вторые руки.

Терция – третья. Здесь поможет подобие слова терция и цифры 3

Кварта – известная мера измерения жидкости, а также квартал, как единица измерения больших периодов времени, квадрат – с четырьмя углами.

Квинта – пятая. Здесь аналогов нет, поэтому нужно запомнить.

Секста – шестая. Здесь сравните со словом sixth в английском языке.

Септима – седьмая. Сравните со словом September – 7 месяц в римской империи.

Октава – восьмая. October – восьмой месяц.

Конечно можно было использовать и привычные нам цифры и просто говорить первый, второй и т.д интервал. Но будем следовать традициям и просто запомним эти несложные 8 слов. При том цифры используются для обозначения интервалов на письме. Например, пишут 123 и т.д,  а говорят секунда, терция.

Итак, что же за цифры мы отсчитываем и что они конкретно обозначают?

Здесь нам даже не нужно будет обращаться к нотам или клавиатуре фортепиано. Давайте просто вспомним порядок нот.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО

Так вот цифра в названии интервала указывает сколько шагов мы делаем от одной ноты до другой. ВАЖНО! Мы начинаем счет с одного шага, а не с нулевого.

Например, для того, чтобы обозначить расстояние/соотношение между нотами ДО И СОЛЬ считаем количество шагов.

ДО РЕ второй

ДО МИ третий

ДО ФА четвертый

ДО СОЛЬ пятый

Смотрим на слова – пятый это квинты. Значит до соль это интервал квинты. Если же мы пойдем до ноты соль в обратном направлении, то есть ДО СИ ЛЯ СОЛЬ, то сделаем не 5 шагов, а четыре шага и интервал будет уже квартой.

То есть для интервала важно направление движение.

При этом любой интервал можно представить в виде звуков, которые следуют друг за другом, как в мелодии и такой интервал называется мелодическим. Например, так:

А можем представить в виде одновременно звучащих звуков, как в аккорде-гармонии и такой интервал назовем гармоническим

Итак, теперь вы можете посчитать расстояние любого музыкального интервала. Или не любого?

Ведь вы могли заметить, что нот 12, а мы обозначили только восемь интервалов. Чтобы было понятно, посмотрите на два следующих интервала:

Мы здесь видим интервалы CE и СEb посчитаем какой то интервал. CDE делаем два шага + первый шаг, значит интервал в три шага. Третья у нас терция.

CDEb также три шага и опять терция!

Но ведь и на слух и по нотам мы видим, что это разные интервалы! Как быть?

Дело в том, что мы научились с вами определять только ступеневую величину интервала. То есть расстояние в ступенях от одной до другой ноты.

Но как мы видим этого не достаточно для точного определения расстояния. Поэтому вводится еще один параметр качественная величина интервала.

Первыми интервалами, которые получили музыканты были октава, которая получается простым увеличением количества колебаний звука на два и квинта, которая получается делением колебания на три. Как мы уже видели, квинта при движении в обратном направлении дает нам кварту.

Эти 3 интервала и повторение ноты (прима) получили названия чистых. Большую роль здесь сыграли и математические вычисления. Чистые интервалы обозначаются буквой Ч. Получаем Ч1 Ч4 Ч5 Ч8.

Далее появились интервалы большие и малые. К ним мы относим секунды, терции, сексты и септимы. Обозначаем Б или М

Все интервалы, которые мы строим в рамках обычного набора белых клавиш CDEFGAB дадут нам или чистые или большие интервалы. Это значит, что CE большой интервал б3. Что несложно понять и экспериментальным путем, буть он малым, то значит должен быть большой, но дальше идет нота фа которая является квартой.

ТОНОВАЯ величина интервалов помогает найти нам их точное название. Не просто терция, а малая или большая терция.

Большие интервалы имеют следующие тоновые величины:

1 б2 – 2 б3– 4,5 б6 – 5,5 б7

Малые интервалы имеют следующие величины:

0,5 м2 – 1,5 м3 – 4 м6 – 5 м7

Вы можете заметить зеркальную симметрию: внизу большие интервалы целые числа, а вверху малые, что объясняется тем, что октава содержит четное число тонов равно 6, а половина октавы дает нам три тона.

Так мы плавно подошли к последней важной теме, которую нужно знать про интервалы.

Для ее понимания сделаем следующее: найдем интервал между нотами B и F.

Считаем в начале количество ступеней. Оно будет равно 5. То есть это интервал квинты. Мы знаем уже, что квинта может быть только чистой. Сыграйте этот интервал. Согласитесь вообще не звучит чисто:)

Поэтому проверим сколько тонов в этом интервале. В квинте должно быть 3,5 тона.

Здесь же у нас 3 тона, получается что это квинта, но не чистая, а на полтона меньше, то есть она уменьшена по сравнению с чистой. Именно так она и называется в теории музыки – уменьшенная квинта или по другому тритон.

Если вы проделаем ту же операцию с интервалом FB, то обнаружим, что этот интервал будет на полтона больше чистой кварты, то есть он увеличен и называется увеличенной квартой. Записываются они соответственно ум 5 и ув 4.

На самом деле музыка в этом аспекте немного похожа на математику. И если мы к любому числу можем прибавить единицу или отнять, то также и любой интервал может быть увеличен или уменьшен. Кроме примы естественно, так как в приме ноль тонов, то и отнимать дальше некуда.

Подробнее об этом смотрите в уроке про энгармонизм интервалов.

Запишем нотами полученную информацию. Большие интервалы в до-мажоре или от ноты до:

Для нахождения малых интервалов нужно все звуки больших понизить на полтона:

ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА ЧИСТЫХ ИНТЕРВАЛОВ:

Ч1 = 0

Ч4 = 2,5

Ч5 = 3,5

Ч8 = 6

ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА БОЛЬШИХ:

Б2 = 1

Б3 = 2

Б6 = 4,5

Б7 = 5,5

ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА МАЛЫХ:

М2 = 0,5

М3 = 1,5

М6 = 4

М7 = 5

Мы рассмотрели с вами интервалы в пределах октавы. Они называются простыми. Если же интервал превышает октаву, то он называется составным, так как по сути звучит как сочетание октавы и простого интервала. Все составные интервалы полностью повторяют свойста простых интервалов.

Названия интервалов следующие

  • Октава и секунда = нона
  • Октава и терция = децима
  • Октава и кварта = ундецима
  • Октава и квинта = дуодецима
  • Октава и секста = терцдецима
  • Октава и септима = квартдецима
  • Две октавы = квинтдецима

Здесь названия интервалов легко запомнить через слово децима десятая. Остальное уже понятные вам приставки. Ун = один + децима.

Как уже сказано выше все свойства интервалов повторяются. Например, децима как и терция может быть большой и малой. Дуодецима может быть чистой и уменьшенной и т.д Большое значение составные интервалы будут иметь на этапе изучения гармонии.

ИНТЕРВАЛЫ В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО

Важную роль интервалы играют в развитии слуха, как уже было сказано в начале статьи умение определять интервалы на слух позволяет без труда подобрать любую мелодию на слух.

Так как интервалы бывают мелодические и гармонические, то и учиться их определять нужно также в этих двух видах.

Первый вариант достаточно простой, так как для освоения мелодических интервалов вам нужно их просто петь, а также запомнить известные мелодии, в которых используются эти интервалы. Например, малая терция Подмосковные вечера, большая секста в лесу родилась елочка и т.д Запомните мелодии и вы легко научитесь определять интервал на слух. Не менее важно петь интервалы, так как это поможет вам максимально быстро освоить их на уровне тела.

Гармонические интервалы более сложные для определения. Одна из хитростей, которая поможет вам добиться прогресса это умение отличать доминирущий звук в интервале. Гармонический интервал содержит основание и вершину. В одних интервалах сильнее основание, в других вершина. Начните с определения ширины интервала – больше квинты или меньше квинты, затем научитесь определять чистый интервал звучит или нет, а также диссонанс или консонанс. После этого переходите к определению качества интервала.

Характерно, что гармонические интервалы могут звучать несколько противоречиво. Например, малая секста с одной стороны может звучать мажорно, с другой стороны как часть секстаккорда может восприниматься мажорно. Поэтому здесь также можно использовать известную музыку для запоминания и создания образа интервала в вашем сознании. Например, минорная терция начинает песню Show Must Go On. А с кварты самый известный рифф всех времен Smoke on the water.

Это основная информация, которую нужно знать о простых интервалах. В следующих статьях более подробно обсудим хроматические, характерные интервалы и их энгармонизм.

»crosslinked«

Добавить комментарий