Как читать цифровки

Поскольку уже не первый раз возникает путаница с чтением цифровок в статьях про аккордовые последовательности, то считаю нужным уточнить и объединить те принципы, которые я использую для обозначения аккордов.

Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления. В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе. Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля. Почему нота ля? Ответ на этот вопрос можно найти, взглянув на клавиатуру классического фортепиано. Нота A - самая низкая нота применяемая в классической музыке, поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета.

Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A - ля - мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B - си, С - до и т. д. Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB. Сразу обратите внимание, что нота B - это си, а встречающееся обозначение ноты си как H считаю анахронизмом и никогда не использую, но знать ее на всякий случай нужно. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.

Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.

Большие буквы обозначают всегда  мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F - говорим: "аккорд F мажор". Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m - Am, Dm и т. д. Любые видоизменения трезвучий рассматриваем как альтерированные. Для этого я использую знаки "+" и "-", или, соответственно, "♯" и "♭". Отсюда следует, что для обозначения уменьшенного трезвучия используем обозначение альтерации 5 ступени минорного аккорда (поскольку уменьшенное трезвучие является, по сути, минорным с пониженной 5 - с точки зрения эстрадной гармонии) и получаем -5 или ♭5. Например, Cm-5 или Сm♭5

Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени. Я не использую обозначение ♯5 поскольку возникнет обозначение C♯5, то есть C♯ квинта, если же написать С5♯, то не понятно к какой ступени относиться диез, так как по правилам написания и чтения цифровок альтерация относиться в следующей за ней ступенью. Например, С7♯9 . Поэтому для обозначения увеличенного трезвучия используем +5 или сокращение "aug" (увеличенное). Получаем С+5 или Caug.

Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов - это трезвучия с секундой и квартой вместо терции. Для их обозначения используются сокращения "add" - добавленая или "sus" - задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 - это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда. Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку  задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 - при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:

обозначается как С add♯11

Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:

Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда - Cmaj9 - Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.

Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) - как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.

Минорные септаккорды обозначаются как m7

Полууменьшенные 7♭5 или 7 -5

Малый мажорный септаккорд  просто 7

Уменьшенный  dim или o - например, С♯0

Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержаная.

Замечания:

Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 - пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 - здесь все достаточно прозрачно.

Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 - причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:

Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9

Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.

Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.

Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре - для избежания неоднозначных трактовок.

При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 - это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.

Последнее обозначение - это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений - например С7/B♭ и политональных аккордов - A/B.

Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.

Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать  схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.

Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье

»crosslinked«

9 thoughts on “Как читать цифровки

  1. Формально, вроде бы, Cb5 (не Cmb5) может быть (CEGb), но звучит как-то некрасиво, хочется C#EF#, а это уже другая история. Как быть с таким случаем, не применять обозначение?

  2. C трудом представляю себе контекст в котором такой аккорд понадобиться обозначать цифровкой :) Для таких целей кстати некоторые использую знак обозначающий пропушенную ступень.Можно записать как C7b5 с пропущенной септимой.Другой дело ступень которая является пониженной пятой и на слух и теоретически будет звучать,как повышенная 4 — поэтому и отоббражать можно ее как add#4 наверное.

  3. А вообще я люблю использовать такой аккорд,например в ми миноре на VI ступени С-E-F# очень модно звучит)

  4. Денис, мог бы ты пояснить (или дать ссылку), почему «11 ступень чаще всего используется натуральная — то есть повышенная относительно мажорной гаммы».
    Ведь к основному тону это есть «неблагозвучный» тритон, и почему вообще натуральная ступень является повышенной? Я считал, что в натуральном до-мажоре 11я (4я) ступень — это фа, а не фа-диез.

  5. Не могу согласиться с тем, что Н — си — это анахронизм, я заканчивал получать высшее музыкальное образование в 80-х годах и тогда, как и сотни лет до этого, Н — было си, хотя упоминалось,что си может быть обозначено и В, думаю, что так должно быть и дальше. К тому же, наверное, все знают, что у Баха есть произведение ВАСН, где его фамилия представлена, как си бемоль-ля-до-си, что же теперь надо править классиков? К тому же Бах не единственный музыкант, использовавший буквенные обозначения для передачи и литературного смысла нот…

  6. Для классической музыки конечно H — это си,а B — это cи-бемоль.Но я то пишу о современной музыке джазе,роке,фьюжн,электронике.Откройте любой секвенсор и увидите,что там си обозначена как B.Любая Американская музыкальная литература также использует B. Да и с точки зрения здравого смысла — логичнее использовать B.

  7. В нотной записи представленных аккордов допущена ошибка: вместо Cm+5 должно быть просто C+5

  8. Как, кстати, если секстаккорды (трезвучие с секстой) обозначаются А6, обозначить обращение трезвучий? или их пишут так же (просто A или Am), а как играть — это наше дело?

    Денис Чуфаров Reply:

    Такие аккорды через дробь обозначаются. Например A/C#

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *