Как определить тональность

Определение тональности в мелодии, песне или композиции является настолько естественным навыком для профессионального музыканта, что мало кто задумывает о том по каким принципам он это делает.  С другой стороны очевидно, что начинающему музыканту не всегда легко определить тональность песни и нередко даже более опытные музыканты-любители делают ошибку в определении тональности. Например, я лично был свидетелем того, как музыканты работающие в профессиональном коллективе на полном серьезе обсуждали тональности песни Get Lucky, в которой всего 4 аккорда!

Для легкости обучения выделим следующие случаи, когда нам нужно определить тональность

  1. Определение тональности по нотам, в которых нет ключевых знаков
  2. Определение тональности по нотам, в которых есть ключевые знаки
  3. Определение тональности на слух

Прежде всего давайте определимся с тем, что будет означать определение тональности. С позиции современной теории музыки тональность это звуковысотное положение лада. То есть, для определения тональности нам нужно найти лад и его звуковысотное положение, то есть тонику лада.

Как определить лад мелодии.

Если у нас есть нотная запись текста, то здесь все очень просто – выписываем все встречающиеся в мелодии звуки и переносим и в  одну октаву, чаще всего этого будет достаточно, если нот получилось меньше 7, то смотрим на аккорды сопровождения и добавляем недостающие звуки из аккордов в лад.

Смотрим на первый и последний аккорды и выписываем лад от предполагаемой тоники. Если получили мажор или минор, то велика вероятность, что это и есть нужная нам тональность. Если получается непривычный набор нот, то нужно включать слуховые и аналитические навыки. Прежде всего тоника лада должна ощущаться, как максимально устойчивый звук который никуда не стремится. Тоже самое касается аккордов лада. Сыграйте последовательность аккордов, если она есть, и останавливайтесь на каждом аккорд по очереди, чаще всего тонический аккорд расположен в первом или 4, 8 и т.д тактах и будет звучать максимально устойчиво.

Важную роль в определении тональности любой музыки играют знаковые места в музыкальном тексте, в классической музыке они называются кадансами и располагаются в каждом 4 или 8 такте. Как правило, в этом месте мы можем найти тонический аккорд или аккорд доминанты.

Если у нас есть ноты с выписанными ключевыми знаками, то задача немного упрощается, так как чаще всего знаки при ключе будут соответствовать тональности, но не всегда. Не забываем о модуляция и о том, что иногда в ключевые знаки попадают характерные ступени ладов. Например, уже упоминаемая мной Get Lucky написана в дорийском си миноре, иногда записывается с тремя ключевыми знаками, добавляя ноту G# в ключевые знаки, что даст нам не верное определение тональности F#m как основной. Поэтому слух и анализ в любом случае нужны для верной интерпретации лада.

Третий вариант у нас нет нот и мы подбираем музыку на слух. Здесь в первую очередь ориентируемся на звучание ступеней лада и кадансы.

Для быстрого определения тональности подходит такой метод:

Если взять любую ноту на фоне звучащей музыке, то есть два варианта – она либо входит в тональность, либо в тональность входит любая нота лежащая на полтона выше или ниже этой ноты. Например, звучит тональность до мажор, мы играем на инструменте ноту Eb. Очевидно она будет очень сильно диссонировать, если мы спустимся на полтона вниз или поднимемся вверх, то попадем в звук тональности, допустим мы опустились в ноту D, теперь мы слышим, что это не устойчивая ступень и ищем звук к которому она стремится, так мы находим звук тоники. После этого нам нужно найти лад.

 Для этого, опять же, нам нужно подобрать мелодию на слух или просто двигаться по хроматике, отмечая слухом те звуки, которые согласуются со звучащим произведением.

Кадансы достаточно хорошо различимы на слух, если вы чувствуете, что сейчас начнется повторение материала или новая часть (например, припев или куплет), то это каданс и в нем содержится, как гармоническая, так и мелодическая подсказка для определения тональности.

Вредные советы

Часто советуют определять тонику по последнему звуку мелодии или по первому аккорду и т.д Очевидно, что этот метод может сработать только в очень небольшом проценте музыки, поэтому нужно использовать другие подсказки для точного определения тональности. Кроме того, что определению тональности могут мешать ладовые фишки, существенно может усложнить задачу наличие модуляций и отклонений. В этом случае требуется сделать подобный анализ гармонического движения для поиска всех тональностей через которые проходит мелодия. Нередко такое явление встречается в джазе или музыке соул.

Добавить комментарий