Как работает музыкальный слух?

Как работает музыкальный слух?

Тема развития и музыкального слуха, по какой то странной причине до сих пор остается достаточно мистической и непонятной для многих, даже опытных музыкантов.

Конечно, любой музыкант понимает, что слух развивать нужно — это в принципе то, что делает музыканта музыкантом.

При этом, система развития слуха, которая используется в школах, колледжах и высших учебных заведениях в целом достаточно понятна, но не всегда дает нужны результат.

Как мне кажется, корни этого лежат в непонимание музыкантами того, как работает музыкальный слух и какие конкретно навыки нужны музыканту.

Например, когда я пошел учиться в музыкальную школу мне было 7 лет. И сольфеджио для меня было нудным предметом, на котором нужно было петь, при этом я вообще не понимал зачем я пою, что я пою и как.

Тем не менее, как результат 7 летнего обучения я мог петь любые лады, гаммы, арпеджио аккордов и все прочее в пределах школьной программы.

В тот момент когда я понял зачем это нужно и как вообще работает музыка я был очень рад тому, что эти навыки у меня уже есть и мне не нужно тратить время на их приобретение.

Но у многих нет возможности да и порой и желания тратить 7 лет на прохождение курса сольфеджио.

Тем более, в действительности эти навыки можно получить в более короткие сроки ( от 6 месяцев до 1 года).

Но для того, чтобы ваши занятия были продуктивными Вы должны понимать, что ваш слух работает в 2 режимах.

Чтобы понять какие это режимы вспомните о языке.

Очень часто при изучении иностранного языка возникает ситуация, когда вы можете говорить, но не понимаете, что говорят или наоборот, понимаете, но говорить не можете.

Это активная и пассивная позиция.

Для музыкального слуха это действует примерно так:

  1. Активная позиция:

Умение петь музыкальные элементы: лады, интервалы, арпеджио, ритмы и т.д. Также сюда можно отнести способность импровизировать, то что вы слышите ( не нужно путать это с механической импровизацией)

2. Пассивная

Вы слышите из каких элементов состоит музыка, можете писать диктанты, но не можете воспроизводить и петь.

Очевидно, что второй вариант встречается среди музыкантов реже, но тем не менее возможен.

Планируя ваши занятия по развитию слуха вы должны в равной мере уделять внимание каждой из этих двух позиций.

Один из популярных видов занятий это съем музыки. В этом случае вы совмещаете развитие 2х видов слуха, так как слушаете музыку, а затем воспроизводите ее за инструментом.

Максимально полезно также петь, то что вы записываете на ноты, а также записывать музыку на ноты без проигрывания и пения.

Для развития активно и пассивного слуха существует целый ряд рабочих методов, который не являются сверхсекретной информацией. Например, если вы будете каждое утро тратить по 10 минут на пение мажорной и минорной гаммы, то удивитесь тому, как через пару недель будете легко петь ступения, подбирать мелодии и т.д.

Именно поэтому очень важно обращать внимание на основы и не искать секретных методик:)

 

 

Добавить комментарий