Как выучить ноты на грифе

Сегодня первый опыт гостевого поста от Александра Окунёва
Тема может быть интересна начинающим гитаристам, а поскольку я очень редко пишу статьи для начинающих, то думаю это будет удачный опыт для блога в целом, так как часто пишут в письмах, что хотелось бы побольше статей именно для начального уровня.

Многие, кто играет на гитаре, знают аккорды, знают какие-то музыкальные партии, знают, как пользоваться табулатурами, но не умеют ориентироваться по нотам. Но если есть желание играть на серьёзном уровне, а не на «дворовом», знание грифа и нот весьма пригодится.

Этот пост очень подробен, и адресован только тем, кто играет на гитаре, не зная закономерностей грифа.

Скачать в разрешении 1920х1080.

Вообще, я его основу писал для себя, когда разбирался в вопросе. Мне не удалось найти внятной статьи, отвечающей на мои вопросы, поэтому написал своё. Составленная мной карта нот на грифе тоже нуждается в подробном комментарии, потому что на ней слишком много букв и слабо видны все «ходы», столь очевидные уху.

Рекомендую при прочтении держать в руках гитару и проверять написанное. Увлекательное занятие.

Для начала, определимся с самими нотами.

C      D      E      F      G          A      B

до    ре     ми    фа    соль    ля     си

Си

Касательно ноты си есть один нюанс. Во многих русских источниках ноту «си» обозначают как H. В западной музыке эта буква вообще не встречается. Буду использовать B для стандартизации, как принято на западе.

Знаки ♯ (диез) и  (бемоль)

Расстояние в два лада на гитаре называют тоном. Один лад — полтона. Повышение ноты на полтона называют диезом, понижение — бемолем.

Интервал между большинством нот составляет тон, но между нотами E — F и B — C только пол-тона, поэтому после E вместо E идет сразу F. E тоже бывает, но это уже другая история.

Энгармонизмы

Помимо этого, неплохо бы знать энгармонизмы — ноты, которые имеют разные названия, но звучат одинаково.

Пример: C♯ энгармонична D♭. В зависимости от тональности произведения, один и тот же звук может менять своё название.

Энгармонизмы, как и ноты, круто бы знать:

C♯ — D♭      D♯ — E♭      F — G♭      G♯ — A♭.

Над грифом в верхней иллюстрации перечисляются 12 звуков, после чего следует первый. Эту последовательность называют «двенадцатиступенчатым равномерно-темперированным строем» и знать её полезно.

Итак, вернемся к способам запоминания нот на грифе:

Способ 1: Горизонтальный

Способ основан на возможности посчитать ноты по порядку, так как они идут в равномерно-темперированном строе.

Выучить все ноты 6 струны и проговаривать их:

Если 6 струна открыта (не прижата), это E.

Если зажимать лады снизу вверх по очереди, то ноты до 12 лада включительно расположатся так:

(E)      F      F/G♭      G      G♯/A♭      A     A♯/B♭      B      C      C♯/D♭      D      D♯/E♭      E

F♯ / G♭ читается как «фа диез, она же соль бемоль».

Если 5 струна открыта, это A.

Ноты струны A:

(A)     A♯/B♭      B      C      C♯/D♭      D      D♯/E♭      E      F      F♯/G♭      G      G♯/A♭      A

Если 4 струна открыта, это D.

Ноты струны D:

(D)      D♯/E♭      E      F      F♯/G♭      G      G♯/A♭      A      A♯/B♭      B      C      C♯/D♭      D

Если открыта 3 струна, это G:

(G)      G♯/A♭      A     A♯/B♭      B      C      C♯/D♭      D      D♯/E♭      E      F      F♯/G♭      G

Если открыта 2 струна, это B:

(B)      C      C♯/D♭      D      D♯/E♭      E      F      F♯/G♭      G      G♯/A♭      A     A♯/B♭      B

Если открыта 1 струна, это снова E, смотрите ноты струны 6.

Способ 2: Вертикальный

Верхними струнами принято называть те, что потоньше и звучат выше, но по факту на гитаре они ниже нижних.

Нижние струны — те, что издают низкий звук, они толще, но по факту они расположены над верхними струнами.

Не стоит путать струны, расположенные на грифе ниже, с теми, что издают более низкий звук. Положение струн над уровнем моря роли не играет, играет роль их высота звучания.

Открытые струны (от верхних к нижним)

E B G D A E (ми-си-соль-ре-ля-ми — легче запомнить как считалку)

Открытые струны (от нижних к верхним)

E A D G B E (ми-ля-ре-соль-си-ми — удобнее отсчитывать, смотря на гриф сверху)

Неплохо запомнить обе последовательности, но я чаще слышал первую.

Баррэ на 1 ладу состоит из нот (от верхних к нижним):

F      A♯/B♭      D♯/E♭      G♯/A♭      C      F .

Баррэ на 2 ладу состоит из нот:

F♯/G♭      B      E       A      C♯/D♭      F♯/G♭

Баррэ на 3 ладу, имеющем круглую метку, состоит из нот:

G      C      F      A♯/B♭      D      G

Метки на грифе ставятся на 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19 ладах. Двойная метка на 12 ладу обозначает, что ноты на 12 ладу эквивалентны нотам на открытых струнах, только выше на октаву.

Баррэ на 4 ладу состоит из нот:

G♯/A♭      C♯/D♭      F♯/G♭      B      D♯/E♭      G♯/A♭

Баррэ на 5 ладу, имеющем круглую метку на грифе, состоит из нот:

A      D      G      C      B      A

Как известно, по 5 ладу настраивается гитара. Если дёрнуть зажатую 2 струну на 5 ладу, прозвучит нота первой открытой струны — E.

fretboard-set-1-E

На 5 ладу находится нота С первой октавы, эта информация пригодится для нотной записи.

C-1

Тонкость: Сдвиг между 2 и 3 струной

Интервал (музыкальное расстояние) между всеми струнами — кварта. Исключение составляет интервал между 2 и 3 струной, который составляет большую терцию.

Разница между квартой и большой терцией составляет полтона (1 лад), поэтому между 2 и 3 струной существует «сдвиг» в 1 лад.

Поэтому, чтобы сверить точность настройки 2 и 3 струны, нужно зажимать не 5, а 4 лад на 3 струне. Прозвучит нота B:

fretboard-set-2-B

Струны 4, 5, 6 сверяют по 5 ладу. Продолжим про вертикальный способ запоминания нот:

Баррэ на 6 ладу состоит из нот:

A♯/B♭      D♯/E♭      G♯/A♭      C♯/D♭      F      A♯/B♭

Баррэ на 7 ладу, имеющем круглую метку на грифе, состоит из нот:

B      E      A      D      F♯/G♭      B

Обратите внимание на закономерность, похожую на ту, что была на 5 ладу:

Если на 7 ладу прижать любую струну, кроме шестой и второй, то открытая струна, оказавшаяся над прижатой, будет звучать той же нотой, что и прижатая.

Пример: 7 лад, 5 струна — E. Над зажатой пятой струной шестая — тоже E.

E-7

Баррэ на 8 ладу состоит из нот:

С      F      A♯/B♭      D♯/E♭      G      C

Если зажать 2 струну на 8 ладу, прозвучит та же нота, что и на 3 открытой струне — G.

G-8

Баррэ на 9 ладу, имеющем круглую метку на грифе, состоит из нот:

C♯/D♭      F♯/G♭      B      E      G♯/A♭      C♯/D♭

Если зажать 3 струну на 9 ладу, прозвучит нота 6 открытой струны — E.

Если зажать 4 струну на 9 ладу, прозвучит нота 2 открытой струны — B.

Баррэ на 10 ладу состоит из нот:

D      G      C      F      A      D

С нотами без диезов легче находить закономерности:

6 струна 9 лада — открытая 4 струна — D.

Спустимся на струну вниз — 5 струна 9 лада — открытая 3 струна — G.

2 струна 9 лада — открытая 5 струна — A.

Баррэ на 11 ладу состоит из нот:

D♯/E♭      G♯/A♭      C♯/D♭      F♯/G♭      A♯/B♭      D♯/E♭

Чтобы удостовериться, что на 6 струне 11 лада именно D♯/E♭, я спустил палец на полтона вниз, на 10 лад. «Убрав» диез, я оказался на D и сравнил её звучание со звучанием 4 открытой струны, которая гарантированно даёт D. Также можно было проверить D по 5 струне, 5 ладу.

Баррэ на 12 ладу, имеющем две круглые метки на грифе, сожержит те же ноты, что и открытые струны,

потому что интервал между 0 и 12 ладом составляет октаву. Поэтому при игре на электрогитаре в высоких позициях 12 лад принимают за нулевой, всё гитарное соло звучит на октаву выше и нет необходимости писать в табулатуре какой-нибудь бешеный 17 лад, 5 лад «от двойной метки» понятнее.

Способ 3: По опорным точкам и октавам

Не обязательно вслепую зубрить все ноты всех ладов, достаточно знать 3, 5 и 7 и 8 лады нижних трех струн, чтобы по ним восстановить все остальные.

Чтобы определить неизвестную ноту, используются созвучия, дающие октаву. Зная все 5 вариантов нахождения октав, вы легко найдете любую ноту на любом ладу.


Вариант 1

Самая очевидная октава — между 1 и 6 струнами, поэтому если вы знаете ноту на 6 струне, вы знаете ноту и для первой. Обычно зажимается мизинцем и безымянным пальцами. Лежит в основе аккорда G.

Var1
Вариант 2

Наиболее общеупотребимая октавная пара. Через струну, со сдвигом на два лада вверх. Эта конструкция работает только на 4 нижних струнах. Обычно зажимается указательным и безымянным пальцами.

Var2
Вариант 3

Для того, чтобы построить октаву между 3 и 1 струнами, используется похожая конструкция: «через струну, со сдвигом вверх на три лада», поскольку надо учитывать полтона сдвига между 2 и 3 струнами. Зажимается указательным и мизинцем. Работает на 3 и 1, 2 и 4 струнах.

Var3

Вариант 4

«Через две струны, со сдвигом вниз на два лада» Эта октавная пара будет знакома всем, кто знает аккорд C.

Октава получается на 5 и 2 струне, а также на 4 и 1 струне.

Var4

Вариант 5

«Через три струны со сдвигом вниз на три лада»

Раскаряка. Октава получается на 6 и 3 струнах. Используются указательный и мизинец.

Var5

Способ нахождения ноты через октавы: пример 1

Допустим, нам нужно определить, какая нота звучит на 10 ладу 2 струны. Октаву можно взять вариантом 3. Оказываемся на 7 ладу 5 струны. Если мы и эту ноту не знаем, шагаем вариантом 2 к 6 струне, которая точно известна. 5 лад 6 струны это A.

Способ нахождения ноты через октавы: пример 2

Ищем ноту 11 лада 7 струны. Используем вариант 4, оказваемся на 9 ладу 2 струны. Не знаем ноту, скачем дальше вариантом 3. Оказываемся на 6 ладу 4 струны. Не знаем ноту, скачем вариантом 2. Оказываемся на 4 ладу 6 струны. На полтона ниже находится знакомая нота G. Значит, наша нота G♯/A♭ . К слову, на 11 ладу все струны со знаками диез/бемоль, так что можно было просто поднятся на полтона вверх и оказаться на A 12 лада, выяснив, что искомая нота — A♭, энгармоничная G♯.


Ещё один способ нахождения ноты

Другой, более сложный способ нахождения ноты — по интервалам. Допустим, необходимо найти ноту 9 лада 5 струны. Мы знаем, что ниже на тон находится E.  Интервал между E и F — малая секунда, полтона. Значит, наша нота — F♯G, потому что интервал между ней и E составляет тон. Для этого надо хорошо знать равномерно-темперированный строй и не путать, где между нотами тон, а где полтона.

В довесок к этому посту я выкладываю упражнение для Guitar Pro, в котором проигрываются все октавы.

Октавы ноты C в GTP

Октавы ноты F:

»crosslinked«

8 thoughts on “Как выучить ноты на грифе

  1. Еще видел есть приложение в контакте с обозначением нот на грифе в разных строях и естественно Guitar pro)) Но спасибо за подробный мануал)) Хоть и не новичек но полезного тоже зачерпнул :)

  2. В отличие от клавиш фортепиано, расположение нот на грифе гитары не имеет никакой очевидной повторяющейся схемы. Чтобы выучить аккорды, риффы и песни, сначала вам нужно запомнить названия нот на грифе. Если запастись терпением, а также базовым пониманием музыкальной теории и устройства гитары, то любой сможет знать ноты на грифе как свои пять пальцев.

Добавить комментарий