Клаве (сlave)

Клаве (сlave)

В своих статьях и видеоуроках я очень часто говорю о клаве. Это понятие, которое практически не известно русским музыкантам и информации очень мало.

Поэтому я решил описать это понятие и показать базовые принципы использования клаве.

Клаве - ритмический паттерн, который является организующим моментом ритма в Афро-Кубинской музыке, такой как румба, сальса, латинский джаз, мамбо, тимба, сонго и другие.

Пятиударный клаве паттерн является основой многих афрокубинских ритмов. Корни клаве следует искать в традиционных Африканских обрядах, сопровождаемых игрой на ударных инструментах.

Такие ритмы, как правило, построены на устойчивых ритмических оборотах, которые оказали влияние на Кубинскую и Латиноамериканскую музыку. В более примитивном виде в популярной музыке клаве паттерны используются для создания ритмических мотивов-остинато, либо для ритмических украшений.

С испанского клаве переводиться, как код. Кроме того существует перкуссионный инструмент с тем же названием (две палочки, ударяемые друг о друга).

В целом Афро-Кубинская музыка построена на основе двух клаве - son clave и rumba clave.

Как сон клаве так и рубма клаве могу исполняться в тройном метре(12/8,6/8), так и в двойном (4/4,2/4). Это можно назвать ритмическим энгармонизмом. По сути, исполнение и акцентировка клаве может быть одинаковой в разных размерах.

Обе разновидности клаве используются в румбе, где являются ключевыми паттернами для партии ударных,мелодики и гармонического сопровождения. Сон клаве является основой таких стилей рубмы, как yambú и guaguancó.

В течении 19 века происходило слияние Африканской и Кубинской музыки, однако в популярную музыку клаве проникло в 40х годах XIX века и окончательно закрепилось в жанре bossa nova.

Сегодня под клаве понимают не только пятитактные ритмические остинато фигуры, но также набор паттернов, которые являются по сути квитэссенцией наиболее популярных ритмов Африки и Кубы.

Наиболее сложным является использование клаве в аранжировке.

Независимо от инструментального состава каждый инструмент должен строго придерживаться какого-либо одного клаве паттерна - необоснованные остановки и паузы недопустимы.

Любая пауза должна соответствовать клаве. Здесь мы можем наблюдать такие явления, как полиритмия, олиметрия и полифония остинатных линий. Если это правило не соблюдается, то ритм разваливается и считается ошибочным.

Такой ритм теряет свинг.

Музыкант играющий музыку построенную на клаве должен четко осознавать ритмические паттерны, которые он исполняет. Важным элементом Афро-Кубинской музыки является то, что каждое клаве исполняется, как бы в своем темпе это явление похоже на игру симфонического оркестра, в котором из-за расстояния между левой и правой частью оркестра инструменты вступают на 100-200 мс позже или раньше. Только в клаве музыке - это делается сознательно и не один паттерн не является ведущим. Вместе с тем ритм от этого не разваливается, а наоборот становится более танцевальным и живым. Эту особенность наиболее трудно освоить. Именно по этой причине слепое копирование такой музыки приводит к нелепому, механистичному звучанию.

Теория клаве
Существуют три базовых теории клаве, которые в последние десятилетия сходятся в одну.
Кубинская теория - рассматривает клаве как двухтактный ритмический период, организующий игру в ансамбле. Также в Кубинский теории клаве паттерн рассматривается, как противопоставление первой половины ритма ко второй.
Этимологическая
In 1959 Артур Морис Джонс опубликовал работу Исследование Африканской музыки. Обобщая ритмы Южной Сахары он пришел к выводу,ч то клаве это трехтактная фигура основанная на противопоставлении метров 2 и 3 (перекрестные ритмы).
Третья ветвь наиболее популярна и появилась в США.
Эта теория распространилась на весь мир и основана на идее того, что клаве ритм  это фигура 2 на 3 или 3 на 2.
Это более простое и понятное положение, тем не менее является слишком упрощенным и не позволяет в полной мере понять саму суть клаве, а именно его метрическую роль.

Типы клаве

Наиболее распространенными клаве шаблоном является son clave, названный в честь кубинского музыкального жанра с одноименным названием. Clave этого типа является двусоставным, то есть может быть разделен на два рисунка,которые контрастируют друг с другом. Если записать son clave в размере две четверти, то каждая часть ритма будет занимать ровно один такт:

Tresillo

Первая половина son clave состоит из трехударов и называется трехстороним клаве. В Кубинской популярной музыке первые три удара клаве называются tresillo, что на испанском значит триоль. Это очень показательно, так как на самом деле фигура не является триольной,но для афрокубинской музыки является основой пульсации и чаще всего исполняется, как что-то среднее между триолью и восьмыми.

В Западно-Европейсвой традиции мы обычно можем видеть двухстопную систему распределения метра внутри тактов. Это значит, что первый такт обычно будет сильным, а второй слабым. Либо наоборот.

В клаве же каждый такт воспринимается, как равнозначный. Особенно это заметно при наложении разных типов клаве, то есть при образовании полиритмии (перекрестные ритмы).

Рубма

Другой важнейший клаве паттерн,как я уже писал это румба клаве. Как понятно из названия это паттерн является базовым в Кубинском танце рубма. Существует две версии румба-клаве первая записывается на 4/4, а вторая на 12/8. По всему миру рубма клаве известна в виде паттерна 3-3-2.

Стандартный паттерн колокольчиков (bell pattern)

Это популярная разновидность клаве, является 7 нотной структурой. Этот паттерн также может быть записан,как на 4/4,так и на 12/8

Все три разновидности клаве широко используются в традиционной Африканской музыке от Мали на северо-западе Африки в Мозамбик на юго-востоке Африки.

В Афро-Кубинской традиции клаве воспринимается чаще всего как пульсация триолями, либо фигура в размере 6/8. Даже если ударник играет в 2/4, то тенденция будет к интерпретированию ритма как триольного.

Например, так

В джазовой же традиции наоборот любой ритм всегда воспринимается с позиции 4/4 и даже 6/8 чаще всего будет записан, как 2/4 либо 12/8.

Эта разность восприятия ритмов влияет на манеру исполнения и аранжировки ритмов клаве.

Так как основой clave является полиритмия, то существует несколько способов записать базовые структуры. Как мы уже видели, существует две базовые системы обозначения клаве - это 6/8 и 2/4.

Однако существуют и более экзотические способы записи clave. Такие способы, как правило более точны и отображают реальное соотношение с метрических стоп в паттерне клаве.
Вот версия Энтони Кинга для son clave записанная в переменном размере:

Гармония и клаве

Изначально клаве было элементов модальной музыки,либо являлось основой для игры на ударных инструментах.

При смещении с Западной традицией добавился элемент гармонического движения.

В зависимости от того где начинается аккордовая прогрессия меняется и ритм клаве. Существует два базовых - это начало на три - его называют 3/2 и начало прогрессии на 2 и соответственно его называют 2/3.

на основе фигру клаве образуются самые разнообразные мелодические фигуры, которые называют мотивами клаве. В следующем примере использован базовый ритм клаве с небольшими изменениями и записанный в резанном ключе

Более прогрессивный способ использовать клаве - это offbeat и onbeat мотивы. Таким способом очень часто играет бас или контрабас, но также может быть и написана вся мелодия. Смещение всего паттерна может происходить как в лево, так и в право

Естественно, что мастера клаве используют изменения как на уровне долей, так иизменяя структуру клаве в рамках одной мелодии. Пример ниже иллюстрирует данную концепцию:

Здесь мы можем видеть и синкопирование и модуляции внутри клаве.

Клаве проникло настолько глубоко в разные стили, что иногда за усложненными ритмами бывает довольно не просто выделить основную фигуру.

В следующей части я расскажу о использовании clave в популярной музыки и о его влиянии на Бразильскую музыку, джаз, r'n'b и другие стили.

One thought on “Клаве (сlave)

Добавить комментарий