Квинта

Квинта (переводится, как пятая) — интервал равный 7 полутонам и 5 ступеням. Один из самых важных интервалов в музыке.

В теории музыки интервал квинты (чистой квинты) рассматривается, как соотношение двух звуков вида 3:2 в чистом строе и близкое к нему соотношение в темперированном строе.

Квинта имеет важнейшее значение в теории музыки, так как на основе нее выстраивается ряд тональностей, ключевых знаков и что немаловажно, вся диатоническая шкала современной музыки основана на квинтах. Именно движение по квинтам лежащее в основе обертонового ряда дает нам все 7 нот современной гаммы.

Также чистая квинта наряду с октавой является основой пифагорейского строя.

Чистая квинта (обозначается как Ч5) равна 7 полутонам и 5 ступеням, то есть 5 шагам от исходной ноты. Двигаясь на 7 полутонов от ноты C получим G. 6 полутонов дадут нам уменьшенную квинту, 8 полутонов увеличенную квинту. Также вы может просто назвать 5 нот подряд крайние ноты будут является квинтой (чистой или уменьшенной). Например, D (1) E (2) F (3) G (4) A (5) — квинта DA. Расстояние между DA равно 7 полутонам, значит это чистая квинта.

В натуральном звукоряде квинта образуется между 2 и 3 обертонами, то есть является первым интервалом, который возникает после октавы в ряду обертонов.

После октавы и унисона, квинта является третьим максимально консонантным интервалом и входит в состав мажорного и минорного трезвучия и аккордов на их основе, являясь важным маркером их звучания.

Мелодически квинта является ярко выраженным скачком, с характерным пустым звучанием. С квинты начинается известная мелодия My Favorite Things или припев песни До свидания Земфиры.

Волчья квинта

Термин чистая, подразумевает, что мы относим квинты к совершенным консонансам, которые, как известно получаются путем простого соотношения типа 2:1, 3:2, 4:3 и имеют максимальную согласованность в гармоническом виде.

При настройке инструмента в строе Пифагора — 12 звуков хроматической гаммы получаются путем умножения исходной частоты на 1,5 (то есть соотношение 3:2) до замыкания в октаву, однако последняя нота не замыкает октаву и создает звучание так называемой волчьей квинты.

Чтобы найти эту разницу нам нужно умножить частоту любого исходного звука до получения замыкания (B#) — для этого нам нужно пройти 7 октав.

Представим для удобства, что C равна 16Hz ( в темперированном строе 16,35) строим квинты до получения полной хроматики:

Сверху подписаны получившиеся частоты. Теперь переносим эти частоты в одну октаву путем простого деления или умножения на два (так как октавы равна 2:1). Например, в малую октаву. Получаем:

Как вы могли заметить из квинтового ряда невозможно получить ноту F путем движения вверх, поэтому здесь я выписал частоту для ноты E#, хотя конечно же проще построить квинту вниз от ноты F. Очевидно, что ноты полученные более долгим дроблением сильнее отстают по частотам от нот в нижнем диапазоне. Сравним например ноты D# и A#:

230.65/153.77 дает нам соотношение 1,4999756 эта разница между 1,5 и 1.49 и дает нам звучание волчьей квинты.

Квинты в тональности

Для построения квинты в тональности мы двигаемся от любой ступени на 4 ступени вверх. В мажоре 6 чистых квинты и одна уменьшенная (тритон) на 7 ступени мажора и 2 и 7 высокой ступени минора.

Увеличенная квинта строиться в гармонических видах мажора и минора:

Квинтовый круг

Графическая система для обозначения различных соотношений звуков в тональной системе. Квинтовый круг (а точнее спираль) обозначает систему соотношения тональностей, систему ключевых знаков, а также функциональные соотношения аккордов. Движение по квинтам заложено в природе тональности, о чем нам говорит расположение ключевых знаков (FCGDAEB есть ни что иное как движение по квинтам), а также система тональностей, в которое увеличение на одни ключевой знак связано со смещением тоники новой тональности на квинту относительно предыдущей. Например, C мажор 0 знаков, квинта вверх G dur 1 диез, квинта вниз 1 бемоль итд

Powerchord или пустые квинты

Со времен древней Греции квинтовый интервал использовался, как замена аккорду. Многие композиторы заканчивали свои произведения квинтовым интервалом, как бы позволяя слушателю домыслить звучание аккорда на основе обертонов.

В современной музыке, при игре на гитаре используются так называемые PowerChords — по сути, это не аккорды, а интервалы квинты или квинты плюс октавы. Но в сочетании с эффектом дисторшн они создают звучание неопределенного аккорда, который может быть идентифицирован как мажор или минор только в зависимости от ступеневого состава мелодии.

Популярность этих аккордов связана с тем, что квинта и кварта единственные интервалы, которые звучат максимально близко к натуральному строю на гитаре и не создают биений при игре с дисторшином. Также они просты в исполнении и не требуют владения навыками гармонизации для подбора интервалов к мелодии. Образно говоря любая квинта внутри лада, подойдет к любому движению в мелодии.

Квинтаккорды

Подобно квартам, квинты выступают в роли строительного материала для аккордов, однако основа это аккорд из 3 нот, так как аккорд из 4х нот расположенных по квинтам занимает диапазон почти 2 октавы и с трудом может быть использован для гармонизации. Однако 3х нотные квинтаккорды достаточно часто встречаются в современной музыке:

5 квинтаккордов на основе C ионийского

Добавить комментарий