• Корзина пуста.

Кварто-квинтовый круг

Квинтовый круг довольно известное понятие музыкальной теории, но, к сожалению не все знают для чего он нужен и как его можно использовать в своей музыкальной практике.
Обычно квинтовый круг описывают как  спираль тональностей расположенных по часовой стрелке по квинтам вверх от ноты C, а против часов по квинтам вниз либо по квартам вверх (отсюда еще одно название кварто-квинтовый круг тональностей).
Хоть и квинтовый круг действительно является кругом тональностей, его использование гораздо шире, чем просто нахождение количества знаков в той или иной тональности.
Поскольку моя цель давать вам максимально насыщенную информацию, которой нет в большинстве учебников, то и про квинтовый круг необходимо рассказать все, что я знаю или смог найти в дополнительных источниках.
Итак, первое, что стоит знать квинтовый круг отражается взаимодействие всех 12 звуков хроматической гаммы.
Как известно, хроматическая гамма это искусственно созданная ладовая структура, которая практически не встречается в чистом виде, так как не имеет тонального или модального центра.
Отображение нот в квинтовом круге ближе к музыкальной действительности.
Хроматика отображает минимальное возможное деление в нашей музыкальной системе координат (темперированный строй) и является математической структурой, а квинтовый круг отражает математическое соотношение 3:2 и основано на физических законах.
Посмотрите на круг, отображающий взаимодействие хроматики и квинтового круга


Квинта это самый совершенный интервал после октавы, который является 3 в обертоном ряду.
Как известно, квинтовое движение в басу и мелодии звучит наиболее завершено и является основой каденций, а движение от 5 ступени к первой (кварта – обращение квинты) является основой гимнической интонации.
Еще один интересный факт для тех, кто не знал. Фортепиано чаще всего настраивают именно по квинтам.
Можно сказать, что это самый главный интервал в музыке:). Ну еще и гитаристы любят играть квинтами, поскольку они идеально чисто звучат при игре через дисторшн.
И последний факт – в первые квинтовый круг описан Николаем Павловичем Дилецким.
Если двигаться от ноты ДО по квинтам, то мы неизбежно столкнемся с явлением энгармонизма тональностей. Когда тональности состоят из одинаковых звуков, но разных нот. Об этом я записал специальный видеоурок.
Немного о самых явных вещах для тех, кто впервые слышит о квинтовом круге.
Двигаясь по кругу, мы попадаем в новую тональность, в которой количество знаков всегда на один больше, чем в предыдущей. На самом круге написаны и названия тональностей  и знаки. Но для того чтобы запомнить сами знаки, Вы можете также воспользоваться квинтовой схемой.
Диезы начинаются от F# и идут по квинтам вверх.
А бемоли начинаются от Bb и идут по квинтам вниз.
Например, Вы посчитали, что нота B это 5 шаг по квинтам от ноты С – значит, количество диезов тональности 5 и нужно построить 5 квинт от ноты F# – F#-C#-G#-D#-A# это и будут нужные нам диезы.
Теперь поговорим о более интересных особенностях круга.
Давайте взглянем на сам круг  и посмотрим, какие ноты окружают ноту C:

Вправо это G
Влево это F
А это S и D тональности.
То есть круг можно использовать как подсказку для нахождения основных функций в любой тональности!
Это его первое скрытое свойство.
Если идти дальше, то мы увидим двойную доминанту, а на 9 часов одноименную тональность.

Тональность и модуляции

Другим важным свойством квинтового круга является то, что он наглядно показывает гармоническое тяготение аккордов. Мы можем его увидеть, если будем двигаться по кругу против часовой стрелки. Вы можете заметить, что аккорд  IV или F для до мажора расположен после тоники, то есть, направлен за тональность к аккорду Bb мажор.
По этой причине большинство классических оборотов основаны на движении от II ступени к V, а не от IV. IV ступень, как правило, вводится в начале построений, например, так I-IV-viio-III-VI-II-V.  Многие теоретики даже предлагают рассматривать аккорд IV ступени, как II без тоники.

Поскольку такая интерпретация логичнее с точки зрения физики и музыкального восприятия.
С помощью квинтового круга Вы можете выстраивать модуляции в прогрессиях, так как ближайшие 7 тональностей и есть наиболее употребляемые для модуляций (включая минорные).
Движение по квинтовому кругу с заменой на аккорды соответствующие тональности позволяет получить известные гармонические качели.
Например, Em-Am-D7-G-C-F#7b5-B7
прогрессия из песни Shadows in your smile и сотни других. Движение характерно для джаза. Обратное движение также возможно.
Также более сложные виды кварто-квинтового движения можно использовать для создания последовательностей современной гармонии, но об этом я напишу в отдельной статье.
Также если двигаться от любой ноты 5 раз по часовой стрелке, то получим все ноты пентатоники.
Как видите, кварто-квинтовый круг это отличная шпаргалка для гармонии, теории, модуляции и запоминания тональностей.

23.06.2022

18 комментарий (-ев) к статье "Кварто-квинтовый круг"

  1. “Также если двигаться от любой ноты 5 раз по часовой стрелке, то получим все ноты пентатоники.”
    Можно поподробнее, как нужно двигаться, чтобы получить ноты пентатоники?

  2. Не совсем понял фразу “Вы можете заметить, что аккорд IV или F для до мажора расположен после тоники, то есть, направлен за тональность к аккорду Bb мажор”. Не могли бы вы пояснить? Спасибо

  3. Очень полезная статья, спасибо Денис..
    В конце абзаца под заголовком Тональность и Модуляции, есть фраза. Здесь картинка..видимо пометка, что должна быть картинка)

  4. спасибо))) вроде и знала что это такое, но что и русские его изобрели))

  5. Денис, спасибо

  6. Денис. спасибо за статью!
    Не поняла только:квинтовый круг отражает математическое соотношение 3:2 и основано на физических законах.
    И еще: ” По этой причине большинство классических оборотов основаны на движении от II ступени к V”, но ведь 2-я ступень доминантовая, хотя действительно, очень распространенная последовательность.А что если 3-ю ступень e-min рассматривать также. Она ведь тоже очень близка по квинтовому кругу к тонике До мажор.

  7. Добрый день. Масса запутанного, не понятного. И “3:2” и “viio”. Сижу, силюсь понять что-нибудь новое(так как про 1-4-5 ступени я уже знал) и ничерта не выходит.Что такое основная функция тональности и чем она отличается от неосновной? Что такое функция вообще? Что значит “направлен за тональность”? Про замену и качели непонятно, всмысле я в круге не увидел закономерности этой. Откуда взялись септы и откуда взялся аккорд с пониженной пятой ступенью? где они в круге то? Или я слепой…

  8. Елена, вроде 2-я ступень субдоминантовая..

  9. Дилецкий вообще-то украинец,,,

  10. II ступень субдоминантовая, а III явно выраженная тоническая

  11. Спасибо Денис!
    За новый взгляд на старые вещи!

  12. А меня больше забавляет, что квинтовый круг совсем не круг, так как он незамкнутый. Между Ces и Cis какой интервал? Уж точно не квинта. Значит, круг нельзя обойти кругом 🙂

  13. Тогда я не поняла. что есть побочные субдоминанты и доминанты…

  14. Конечно – это спираль! просто в темперированном строе из-за энгармонизмов можно рассматривать как круг

  15. Побочная субдоминанта и доминанта – это S и D к основым аккордам любого лада. Например для II ступени мажора ( ре минор) это будут аккорды Gm и A

  16. скажу лишь одно. придерживаясь квинтовых кругов и прочие стандартных форм .свою чистую композицию не создашь . просто не будет своих не ординарных решений в самой тематике (изобретения)композиции . музыка не терпит эталонов .она любит неожиданности переходов

  17. Бесконечный спор на тему математичности музыки? большинство великий произведение это результат работы логики, а не неожиданности переходов. Сама неожиданность тоже программируется сознанием.

  18. Статья супер! Очень многое помогла понять! Спасибо, Денис!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture