• Корзина пуста.

Лады народной музыки в контексте тональности.

Еще один видеоурок по ладам народной музыки.
Подробная статья уже была, но здесь не много другой подход.
Как обычно в начале конспект:
Основные сходства и отличия диатонических ладов коренятся в качестве терции, построенной от тоники.

Большие терции характеризуют большетерцовые лады (ионийский, лидийский и миксолидийский), а малые терции — малотерцовые (эолийский, фригийский, дорийский и локрийский).

Если сравнить большетерцовые лады с натуральным мажором, а малотерцовые — с натуральным минором, обнаружатся типичные черты того или иного лада.

Так, ионийский лад полностью совпадает с натуральным мажором, лидийский отличается от него IV ступенью, а миксолидийский — VII  ступенью.
При сравнении малотерцовых ладов с натуральным минором мы обнаружим, что эолийский лад полностью совпадает с ним, фригийский отличается от него II  ступенью, дорийский — VI  ступенью, а локрийский — V и II ступенями.
Существенную роль в перечисленных ладах играет соотношение тетрахордов — четырехзвучных поступенных образований, из которых состоят диатонические лады. Тетрахорды в диатонической системе могут быть четырех видов — в зависимости от положения в них больших и малых секунд:


Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.

Из комбинации двух тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов. Так, ионийский лад образуется от сочетания двух одинаковых тетрахордов:

Сочетание одинаковых тетрахордов обнаружим и во фригийском ладе

Помимо названных диатонических ладов, в средневековой музыке встречались и другие, совпадающие с ними по звукоряду, но отличающиеся расположением устойчивых звуков.

Так, в описанных ладах кроме I ступени относительной устойчивостью обладает и V ступень. В других разновидностях диатонических ладов относительно устойчивой является IV ступень. Лады с устоями на I и V ступенях называются автентическими, а с устоями на I и IV ступенях — плагальными, или гиполадами.
Гиполады представляют собой как бы основные автентические лады, в которых роль тоники выполняет V ступень, а роль относительного устоя — I ступень. Если взять, например, гамму ионийского лада и выписать ее начиная с V ступени , сохранив устои, но поменяв их местами, мы получим гамму гипоионийского лада

Гамма гипоионийского лада совпадает по звуковому составу с гаммой миксолидийского лада, за исключением местоположения относительного устоя и, следовательно, соотношения между устоями.
Подобным образом могут быть получены гаммы гиподорийского, гипофригийского и других плагальных ладов.

video
play-sharp-fill

26.03.2020

5 комментарий (-ев) к статье "Лады народной музыки в контексте тональности."

  1. Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.
    секунда тут подразумевается как интервал ведь?
    тетрахорд с малой секундой внизу(имеется ввиду на толстых струнах?) То есть фригийский тетрахорд-это интервал между I и II ступенью гаммы равный малой секунде? ну и III IV ступень естественно.
    Приведите, пожалуйста, пример Дорийской малой секунды на грифе. Между какими ступенями гаммы? Я знаю, что бывает нижний и верхний тетрахорд. верхний – это 1-4 ступень, нижний – 4-8(1+октава). Как определить середину тетрахорда? На клавишах более наглядно, чем на грифе гитары. Объясните, пожалуйста.
    Если не сложно приведите, пожалуйста, примеры тетрахордов на грифе для наглядности.

  2. почему на Фригийской табулатуре вторая и третья ноты Бемольные? Это же нота “До” и “Ре”.

  3. Очень познавательно! Как-то смотрел школу Мальмстина, play loud, у него там был небольшой раздельчик по теории музыки, он брал гармонический минор(ля) , играл его от 5-ой ступени и обзывал его Е-фригийским, что по видимому неверно.Как классифицировать получившийся лад? гипоэолийский – гармонический? =))

  4. Это обычный гармонический минор в позиции пятой ступени. и так как его использует мальмстин подтверждает эту позицию.

  5. Здравствуйте, Денис!
    Подскажите, пожалуйста, какие здесь лады в куплете (там слышится малотерцовый “восточный” интервал) и в припеве? Что принять за тоники (если они там есть) и(!) на каких аккордах это можно сыграть?
    Собственно мелодия начинается на 42 секунде.
    http://ololo.fm/search/Les+Pires+(Cave+Canem+%2F+1999)/7.+Die+Heimat+Melodie
    С уважением к вашей работе
    Дмитрий

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture