Лады народной музыки в контексте тональности.

Еще один видеоурок по ладам народной музыки.
Подробная статья уже была,но здесь не много другой подход.
Как обычно в начале конспект:
Основные сходства и отличия диатонических ладов коренятся в качестве терции, построенной от тоники.

Большие терции характеризуют мажорные лады (ионийский, лидийский и миксолидийский), а малые терции — минорные (эолийский, фригийский, дорийский и локрийский).

Если сравнить мажорные лады с натуральным мажором, а минорные — с натуральным минором, обнаружатся типичные черты того или иного лада.

Так, ионийский лад полностью совпадает с натуральным мажором, лидийский отличается от него IV высокой ступенью, а миксолидийский — VII низкой ступенью.
При сравнении минорных ладов с натуральным минором мы обнаружим, что эолийский лад полностью совпадает с ним, фригийский отличается от него II низкой ступенью, дорийский — VI высокой ступенью, а локрийский — V и II низкими ступенями.
Существенную роль в перечисленных ладах играет соотношение тетрахордов — четырехзвучных поступенных образований, из которых состоят диатонические лады. Тетрахорды в диатонической системе могут быть четырех видов — в зависимости от положения в них больших и малых секунд:


Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.

Из комбинации двух тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов. Так, ионийский лад образуется от сочетания двух одинаковых тетрахордов:

Сочетание одинаковых тетрахордов обнаружим и во фригийском ладе

Помимо названных диатонических ладов, в средневековой музыке встречались и другие, совпадающие с ними по звукоряду, но отличающиеся расположением устойчивых звуков.

Так, в описанных ладах кроме I ступени относительной устойчивостью обладает и V ступень. В других разновидностях диатонических ладов относительно устойчивой является IV ступень. Лады с устоями на I и V ступенях называются автентическими, а с устоями на I и IV ступенях — плагальными, или гиполадами.
Гиполады представляют собой как бы основные автентические лады, в которых роль тоники выполняет V ступень, а роль относительного устоя — I ступень. Если взять, например, гамму ионийского лада и выписать ее начиная с V ступени , сохранив устои, но поменяв их местами, мы получим гамму гипоионийского лада

Гамма гипоионийского лада совпадает по звуковому составу с гаммой миксолидийского лада, за исключением местоположения относительного устоя и, следовательно, соотношения между устоями.
Подобным образом могут быть получены гаммы гиподорийского, гипофригийского и других плагальных ладов.

5 thoughts on “Лады народной музыки в контексте тональности.

  1. Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским.
    секунда тут подразумевается как интервал ведь?
    тетрахорд с малой секундой внизу(имеется ввиду на толстых струнах?) То есть фригийский тетрахорд-это интервал между I и II ступенью гаммы равный малой секунде? ну и III IV ступень естественно.
    Приведите, пожалуйста, пример Дорийской малой секунды на грифе. Между какими ступенями гаммы? Я знаю, что бывает нижний и верхний тетрахорд. верхний — это 1-4 ступень, нижний — 4-8(1+октава). Как определить середину тетрахорда? На клавишах более наглядно, чем на грифе гитары. Объясните, пожалуйста.
    Если не сложно приведите, пожалуйста, примеры тетрахордов на грифе для наглядности.

  2. Очень познавательно! Как-то смотрел школу Мальмстина, play loud, у него там был небольшой раздельчик по теории музыки, он брал гармонический минор(ля) , играл его от 5-ой ступени и обзывал его Е-фригийским, что по видимому неверно.Как классифицировать получившийся лад? гипоэолийский — гармонический? =))

  3. Здравствуйте, Денис!
    Подскажите, пожалуйста, какие здесь лады в куплете (там слышится малотерцовый «восточный» интервал) и в припеве? Что принять за тоники (если они там есть) и(!) на каких аккордах это можно сыграть?
    Собственно мелодия начинается на 42 секунде.
    http://ololo.fm/search/Les+Pires+(Cave+Canem+%2F+1999)/7.+Die+Heimat+Melodie

    С уважением к вашей работе
    Дмитрий

Добавить комментарий