Развитие чувства ритма: теория стоп

Развитие чувства ритма: теория стоп

Для того, чтобы развить хорошее чувство ритма необходимо понимать как устроен ритм, а также уметь раскладывать его на простые составляющие.
В этой статья я хотел бы рассмотреть такое понятие как ритмические стопы, а также изложить свою точку зрения на их роль при счете и игре различных размеров.

Система размеров в музыке строится на соотношении сильных и слабых долей.  В размере  2/4  первая доля сильная, вторая слабая и т.д. В размере ¾  первая сильная две слабых. Все просто.

Однако при появлении большего количества долей появляется еще один особый тип деления – внутреннее соотношение долей, которое обычно именуется ритмическими стопами.

Мышление ритмическими стопами очень действенный метод понимания структуры любого размера, который позволяет очень быстро запоминать и воспроизводить ритмы. На системе троп основано индийское искусство ритмической импровизации конокл.

Идея в том, что вся музыка есть чередование двух и трехстопного движения, которое может быть использовано в любом размере.

Что под этим подразумевается?

Если обозначить сильную долю как +, а слабую как , то в пределах простого двух четвертного такта у нас будет всего две комбинации +- и — +.

Это двоичное движение.

Вы также могли слышать о сравнении с ямбом и хореем.

Здесь нужно понимать, что речь  идет об организации музыкальной фразы, а не о смене разных размеров.

Например, стандартный вальс записывается на ¾, но правильное построение фразы буде не + — — , а — — +,- — +. Многие не знают этого факта и поэтому многие размеры звучат у них слишком математично.

Теперь посмотрим на организацию фразы в “стандартом” 4/4 размере.

Варианты могут быть такие:

  1. Группировка по 2 (это варианты +-,-+ и так далее)

Стандартная интерпретация размера.

 

2. Группировка по 3 (троичное движение и варианты +— , -++)

Это более интересная интерпретация. Накладывая трехстопные фигуры на четверной размер, мы можем получить следующие фигуры в рамках размера 4/4:

  1. +— +— +-

  2. +— +- +—

  3.  +- +— +—

Это основа латиноамериканской музыки ( боссанова, румба и т.д.)

Наиболее интересный вариант группировки стоп может быть применен в размерах, где используется более 4 счетных долей.

Например, в размере 5/4 возможна игра сменой стоп (но не сильных долей!) такого типа:

+— +- +- +—

Как видите следование двух двоичных стоп создает ощущение смены размера, однако на самом деле меняется только внутренняя организация стоп (которая в свою очередь влияет на группировку длительностей).

При наращивании долей количество вариантов также увеличивается. Например, одинадцатиричный размер:

+— +— +— +-

+— +- +— +—

+- +— +— +—

+- +- +— +- +-

Однако хотя на деле это звучит и выглядит устрашающе на самом деле это все во лишь чередование 2 и 3.

Важно при таком типе мышления не путать стопы с размером, поскольку сильная стопа не всегда означает сильную долю и наоборот.

Такой подход позволит вам не бояться сложных размеров, поскольку у Вас появится возможность интерпретировать их как простые.

»crosslinked«

4 thoughts on “Развитие чувства ритма: теория стоп

  1. Честно говоря, ничего не поняла вот в этом: «сильная стопа не всегда означает сильную долю и наоборот» Как это может быть? Я понимаю, если, допустим, мелодия начинается из-за такта и получается —!+—!+— (! — я обозначила тактовую черту). Но в этом случае сильная доля совпадет с ударением в стопе, если можно так выразиться, нет?

    В общем, нельзя ли как-то объяснить, если я слышу музыку и чувствую что-то вроде ударения, что это может быть? Сильная доля? Акцент? Сильная стопа? Нельзя ли это как-то разобрать отдельно и классифицировать? А то все путается.

    Спасибо за ваш сайт.

    1. Вы почти все правильно все поняли,только нужно теперь тоже самое сдвинуть на первую долю.Проше всего сделать следующее: возьмите простую мелодию и начните ее играть на долю позже — так Вы сможете услышать разницу между совпадением долей и стоп и их несовпадением.
      Сильная доля это абстрактное понятие которым обозначают начало такта.Сильная стопа — это конкретное ритмическое и динамическое воплощение музыки.Акцентом обычно называют незакономерное динамическое выделение какой-либо доли.( То есть например есть выделяем четвертую восьмую то это акцент).
      Я постараюсь сделать урок где более подробно раскажу об отличиях в этих понятиях.

  2. Привет, Денис!
    Мне как начинающему попытки вникнуть в теорию музыки, оказалось очень сложно двигаться от текста к тексту через гиперссылки, постоянно теряя начало, ухватившись за которое можно размотать клубок. Я вычленил для себя тему «Ритм» и грызу ее. Много вопрсов.

    1. В этом тексте Вы пишете о сильных и слабых долях. Что такое сильная доля в музыке и в вокале? Это ведь не обязательно нота, которая звучит дольше других? И не обязательно нота, которая звучит громче? Может быть, это похоже на тот неуловимый интонационный трюк в устной речи, благодаря которому создается ударение? Оно ведь создается не громкостью и не длительностью? Это так? Если так, то какова «физика» ударения-сильной доли? За счет чего она выделяется?

    2. Вы пишете, что в размере 3/4 первая доля сильная, затем две слабых. И на этой же странице про стандартный вальс: правильное построение фразы будет не +—, а —+,—+. Как это понимать? Если фраза начинается с началом такта, то второе Ваше утверждение противоречит первому. Или фраза начинается не с началом такта? Можно показать это на примере общеизвестных вальсов — «На сопках манчьжурии», «Амурские волны» или еще каких-то столь же всем знакомых? Как мне слышиться, вокальные фразы там начинаются с ударной, «сильной» ноты. Или я не прав? Можете привести сопоставление пропеваемых в вальсе слогов текста с сильными и слабыми нотами? Или эти вальсы для такого сопоставления не годятся? Какие годятся?

  3. Ответ на первый вопрос Вы практически сами правильно нашли.Физика сильной доли чаще всего комплексна,то есть иногда это смена гармонии,иногда акцент.Но даже тогда когда ее нет она появляется,как ожидаемый акцент прогнозируемый на основе предыдущей метрики.То есть если например сильная доля будет пропущена критичное число раз( это индивидуально для каждого темпа),то слух перестанет распознавать метр — это очень часто используется в ритмических модуляциях. ТО есть если очень просто — то физика сильной доли это инерция восприятия и желание сознания предсказывать.Там где нельзя предсказать требуется помощь ритмическая — то есть акцентная. Например в сложных или смешанных размерах. Второй вопрос : размер и построение фразы это не одно и тоже.Скажем так размер регулирует ритмическую организацию все музыки — а ритмические стопы конкретного голоса или нескольких голосов.То есть для любого вальса фразировка идет к первой доле,а не от нее и на основании этого фразируется мелодия,а поскольку аккомпанемент играет всегда,как + — — ,то и получается наложение метрических стоп на размер.В том же вальсе на Сопках Маньчжурии многие фразы поются от второй доле к первой,а не от первой к третьей например — это как рза и есть проявление описанного мной принципа

Добавить комментарий