Тональная и модальная гармония

Гармония — один из самых важных элементов современной музыки. Можно без преувеличения сказать, что 90 процентов того что мы слушаем и создаем — это музыка гармоническая. Гармония настолько естественная часть нашего слухового опыта, что даже человек не искушенный в музыке четко слышит  различие между тоникой и доминантой.

Однако ни смотря  на то, что гармония важнейшая часть музыкального искусства, к сожалению, большинство музыкантов плохо понимают и разбираются в гармонии.

Проблема в том, что гармония это очень практичная часть музыки, т.е. вне художественного произведения изучение и понимание гармонии практически не возможно. Тем  не менее, гармонию преподают как теоретическую дисциплину с огромным количеством условий и правил применения с детальнейшим описанием всех возможных соединений. В курс гармонии, как правило, входит гармонизация мелодии. Однако мелодии, которые предлагают гармонизовать ,очень далеки от того, что происходит в музыке на данный момент.

В результате обучения данным методом у музыканта закономерно возникает отвращение и непринятие гармонии. Для него она ассоциируется со скучной учебной дисциплиной. И как результат музыкант не имеет ни какого представления  ни о современной, ни о классической гармонии, не разбирается в последовательностях аккордов и следовательно играет бессмысленно.

Почему нам просто необходимо знать гармонию:

  1. Глубокое понимание музыки. Гармоническая составляющая, как я уже писал, важнейший элемент музыки. Знание гармонии предполагает осмысленное исполнение музыки.
  2. Развитие слуха. Запоминание стандартных ходов и понимание логики движения аккордов  позволяет с легкостью подбирать любые гармонические ходы и предслышать  движение гармонии.
  3. Композиционное мастерство. Гармоническая грамотность позволяет создавать более оригинальную музыку. Такие методы как перегармонизация, политональность, нетипичное движение гармонии, эллипс и др. помогут создавать Вам самые неожиданные гармонические ландшафты.
  4. Музыкальная память. Понимание  закономерностей движения гармонии позволяет запоминать гораздо большее количество музыкальной информации.

С чего начать?

Если Вы осознаете что у Вас в голове бардак в плане понимания гармонии, то первое с чего Вы должны начать это теоретические аспекты. (Более подробно со всеми аспектами Вы можете ознакомиться в курсе Гармония 101 )

Начнем с определения.

Поскольку правила и функции гармонии меняются с течением времени, то и определение гармонии в разные времена имеет разные значения.

В современном мире определить гармонию можно как – СОЧЕТАНИЕ НОТ ПО ВЕРТИКАЛИ, ЧЕРЕДОВАНИЕ СОЗВУЧИЙ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ВЫРАЖЕННЫХ В ВИДЕ ТЕЗИСОВ ИЛИ ПРАВИЛ, А ТАКЖЕ МЕТОДЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЗВУЧИЙ И ПРАВИЛА СОЧЕТАНИЯ ИХ С МЕЛОДИЕЙ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО).

Гармония наиболее позднее изобретение, чем мелодика и ритмика. Гармония как полноценная часть музыки окончательно оформилась к временам классицизма. В гомофонно-гармоническом складе (фактуре) которая была характерная для 18-19 века, предполагалась подчиненная роль гармонии. Т.е. тип гармонического движения полностью зависел от мелодического движения. Со временем изыски в области гармонии привели к тому, что мелодия начала растворятся в гармонии и появились произведения, в которых гармония была первоосновой. Такие произведения построены на игре с фонизмом аккордов. Начиная от Дебюсси, такая музыка в течение века эволюционировала во всем известный Ambient, в котором наличие мелодии скорее исключение. Это своеобразная гармонийная музыка, т.е. гармония и больше ничего.

Другая сторона гармонии это появления многоголосия и как следствие полифонии привело к тому, что в музыке средних веков также была гармония, только в ней отсутствовала внешняя логика движения. Это зарождение МОДАЛЬНОЙ гармонии. Также она распространена в музыке разных народов, роке и т.д.

Таким образом, первое, что нам необходимо усвоить на этом этапе это наличие двух основных видов гармонии: ТОНАЛЬНАЯ и МОДАЛЬНАЯ, (существуют и  другие разновидности, но понимание этих наиболее важно).

Тональная гармония – это гармония, имеющая четкую можно даже сказать математическую структуру и основанная на определённых закономерностях. Тоника, субдоминанта, доминанта – это те основные элементы, которые определяют практически всю систему функционирования гармонии, что у Бетховена, что у Ллойд Вебера, что у Гершвина.

Однако если бы все было основано только на этих функциях. Главные проблемы возникают при хроматизации и введение различных побочных доминант и субдоминант, наложим на это модуляции, отклонения, мажоро-минорные системы и принцип свободной тональности и Вы получите на первый взгляд сложнейшую разветвлённую систему, громоздкую и сложную в обращении.

Первейшая задача при освоении гармонии – четкое структурирование и понимание первооснов. Как только это сделано мы начинаем с легкость парить в гармоническом пространстве.

Модальная гармония это совсем другой  тип гармонии. Порой очень легко спутать модальную гармонию с тональной. Например, если играть стандартный блюзовый квадрат:

T I T I T I T I S I S I T I T I D I S I T I D

трезвучиями, то это очень похоже на тональную гармонию с эллипсом. Однако в оригинале все играется чаще всего септаккордами, что в итоге нарушает тональный баланс, поскольку каждый аккорд воспринимается не как доминантовый, а как результат вертикализации (т.е. разложения на аккорды) блюзовой гаммы.

Модальная гармония это результат превращения модуса (лада) в аккордовую вертикаль, движения которой регулируются не по правилам разрешений и тяготений, а по тому как “хотят” двигаться голоса.

Модальную гармонию практически не преподают, в редких случаях как часть джазовой гармонии. Однако тенденции современной музыки показывают, что роль модальной гармонии огромна. Практически более 70% музыки рок направления построено на модальности.

По сути, модальная гармония более гибкая, поскольку имеет только одно правило горизонтальное движение важнее вертикального.

Попробуйте научиться различать тональные движения гармонии от модальных, это основа с которой следует начать. Научившись отличать различные типы движения, Вы уже сделаете первый шаг на пути к усвоению гармонии во всех ее возможных проявлениях.

»crosslinked«

One thought on “Тональная и модальная гармония

  1. Хорошая статья, спасибо! Действительно, очень жаль, что при обучении музыкальной гармонии в муз.училище не говорят о модальной гармонии, и для этого нужен спец. курс по джазовой гармонии, хотя модальная гармония есть в современной музыке везде, не только в джазе… Сложно сформировать правильное музыкальное мышление при таком обучении, если из общей картины тебе показывают только маленький кусочек.

Добавить комментарий