Мажорная гамма.

Мажорный лад является самым распространенным ладом не только в Западной музыке,но и музыке самых разных стран. Мажорный лад универсален и его можно использовать в самых разных музыкальных ситуациях.Как правило на основе мажорного лада образуются многие побочные лады. Также очень часто минорную гамму рассматривают как разновидность мажорной.
Мажорным называется семиступенный лад — устойчивые звуки которого образую мажорное трезвучие. Также в модальной музыке данная структура называется ионийским ладом

В этом определении очень важны следующие понятия — устойчивые звуки и тоническое трезвучие.Таким образом, мы сразу отделяем этим определением мажорный лад от натуральных и искусственных ладов.

Необходимо понимать,что мажорная гамма  и мажорный лад это не синонимы. Под мажорным ладом понимается сфера звучания,влияющая на мелодические и гармонические связи, которая включает в себя натуральный, гармонический и мелодические разновидности лада.

Каждая ступень лада имеет название и свою функцию внутри лада.
I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;
II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;
III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;
IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;
V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;
VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;
VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.

Свойства ступеней мажорного лада:

I, III и V — устойчивые

II,IV,VI,VII — неустойчивые

III ступень отвечает за выявление ладового качества (мажор или минор).

Более подробное описание разновидностей мажора смотрите в видеоуроке

4 высказываний к “Мажорная гамма.

  1. Здравствуйте, прежде всего хотелось бы поблагодарить вас за создание этих полезнейших материалов, аналогов по доходчивости не встречал. Но вот у меня есть вопрос который давно меня мучает, буду очень благодарен если объясните: вот я пишу мою музыку строго в пределах одной тональности, то есть сразу методом тыка, так сказать, выбираю тональность, выписываю ноты которые ей соответствуют и использую только их, ибо слух на данный момент не позволяет, вернее может примерно и позволяет, но как то страшно, что ли, выйти за эти рамки. Насколько такой подход правильный, и правильный ли вообще, и что бы вы могли посоветовать. Заранее большое спасибо!

    1. В целом однотональная музыка это нормальное явление для современной музыки.Поэтому нельзя сказать правильно или неправильно.С другой стороны если Вы ощущаете ограниченность средств,то естественно что необходимо их расширять.Для этого можете почитать,посмотреть уроки на тему отклонений,модуляций и связи тональностей.
      К тому же если Вы отлично владеете композицией на уровне одной тональности,то Вам будет довольно легко начать мыслить всеми тональностями.
      Скоро будут уроки по отклонениям,а пока попробуйте расширить возможности за счет применения разновидностей лада( гармонический,мелодический)

  2. Меня всегда удивляло, почему статьи или учебники по музыкальной теории, пишут именно те люди, которые по каким-то причинам (для меня совершенно непонятным) не в состоянии что-то объяснять в принципе? Ведь разъясняя что-то непростое, нужно в первую очередь выделять главное, а потом уже говорить о второстепенном. Например тут написано: «III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;.» А вот самое главное: «III ступень отвечает за выявление ладового качества (мажор или минор)» — написано почему-то в самом низу статьи. Вы бы ещё мелким шрифтом задом на перёд написали. Смех! Хотя на самом деле никак не смешно, я не так давно начал изучать муз. теорию, и мне приходиться читать статьи вот таких «учителей» и тратить своё время.

Добавить комментарий