Приемы создания мелодии — Мелодический контур

В этом уроке продолжим изучать приемы создания мелодии

Типы мелодического контура

Любая мелодия, независимо от того в каком стиле она написана, всегда следует логике движения, которая основана на взаимодействии опорных нот. Если очистить мелодию от второстепенных ноты (опевания, вспомогательные ноты и т.д), то мы увидим простейшую линию, которую можно записать в виде целых или половинных ноты.

Это называется линией второго порядка или мелодическим контуром.

Чтобы Вы поняли о чем идет речь приведу пример. Верхняя строчка это мелодия, а внизу подписан мелодический контур.

От выразительности мелодического контура и его логичности зависит в целом звучание мелодии, ее выразительность.

Что мы должны знать о мелодическом контуре?

В первую очередь — это его разновидности.

Выделяют следующие виды по типу направленности.

1. Восходящий

Простейшее движение, как правило основанное на секундовых соотношениях ступеней. Однако здесь имеет значение общий контур мелодии, который вырисовывается в каждой конкретной фразе. Его можно обозначить с помощью восходящей линии. Пример такой линии:

2. Нисходящий
То же самое, но в обратном направлении.

Как вы можете заметить в данных примерах используются не только секунды, но и терции и кварты, а также заполнение скачков. Однако общий нисходящий характер движения тем не менее очевиден.

3. Арка

Движение арочного типа более интересно и основано на чередовании восходящего и нисходящего движения. Это может быть равное соотношение (например 2 такта восходящее 2 такта нисходящее), и не пропорциональное (восходящее 3 такта, нисходящее 1 такт и т.д)


4. Обратная арка

Сначала движение вниз, потом вверх.

5. Линеарное
Движение мелодии вокруг одной целевой ноты

Использование одинаковых видов движения создает монотонное не мелодичное движение, которое достаточно предсказуемо и лишено контраста.

Сочетание же разных видов движения более типично для большинства мелодий.
Используя разные виды движения при создании мелодического контура, Вы можете создавать дополнительный контраст во фразировке, обеспечивая не только синтаксическое, но и линеарное разнообразие.

Недостаточная проработка мелодического контура наиболее распространенная ошибка, которая встречается у начинающих композиторов.

Попробуйте найти данные виды движения в известных мелодиях и используйте при создании своих.

»crosslinked«

6 thoughts on “Приемы создания мелодии — Мелодический контур

  1. Масло масленым….. Все понимаю,но когда рождается мелодия-ни о терциях,ни о квартах не думаешь…Мы так людей писать не научим.Гармонией(джазовой.классической)владею,это опять»технарство»композиторов не обучают-композиторами рождаются.

  2. Сочинение наполовину магия. еще Чайковский говорил, что до конца не понимает этот процесс. Но определённая закономерность все равно есть.Данная тема интересна, но как правило композиция — это уже записанная и оформленная импровизация. и в процессе сочинения все эти приемы движения: восходящие нисходящие, арки и т д проходят уже на подсознании, потому что процесс этот идет слишком быстро и мозг не успевает все проанализировать. Ведь в единицу времени нужно
    1. Придумать план схему
    2. Сюжетную линию произведения
    3, Стиль жанр примерный тональный план
    4. Фактуру, темп, динамику
    5.итд. и все это идет в процессе непосредственно импровизации. бЕЗУСЛОВНО КАКОЙ ТО АНАЛИЗ ВО ВРЕМЯ НЕЕ ЕСТЬ, НО ОН СКОРЕЕ ИДЕТ УЖЕ НЕОСОЗНОВАЕМО, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ОГРОМНЫЙ ОПЫТ ИГРЫ. кОГДА СЫГРАНЫ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ НОТ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО И НОТНОГО МАТЕРИАЛА ЭТО ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ ВЫЛИВАЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННУЮ ПОТРЕБНОСТЬ СОЧИНЯТЬ. Поэтому многие считают что сочинительство это дар. Да дар но процентов на 50 все остальное — синтез Огромного количестванот+ знание+ теории гармонии полифонии композиции+ опыт слушания других музыкантов и композиторов+большая любовь к своему занятию умение заставить себя когда не хочется заниматься+ высокая самооценка в сочетании с умением взглянуть объективно на свои творения.

  3. Хороший материал! Очень интересная подача! А главное — становится при таком объяснении понятно, каким образом достигается родство интонационного контура и мелодического контура :) Денис, замечательный у Вас инфопродукт! И вовремя на рынке. Очень актуально!

Добавить комментарий