Миксолидийский лад

Давно я не писал обзоры на лады, поэтому решил продолжить эту традицию.

Тем более из 52 основных ладов - пока осветил лишь небольшую часть :) Предыдущие обзоры на лады Вы можете посмотреть здесь. Из диатонических ладов измененных относительно мажора и минора остался только миксолидийский лад о котором сегодня мы и поговорим.

Миксолидийский лад - это лад имеющий следующую формулу TTSTTST и являющийся ладом мажорного наклонения.Параллельный ему минорный лад это, уже рассматриваемый мной, фригийский лад.

Относительно натурального мажора в миксолидийском понижена 7 ступень.

Очень часто миксолидийский лад называют доминантовым ладом поскольку этот лад появляется на 5 ступени мажорной гаммы и кроме того на первой ступени лада можно построить малый мажорный септаккорд,который обладает доминантовым звучанием:

Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки.Любая музыка имеющая американские корни буквально пропитана звучанием миксолидийского лада: блюз,джаз,рэгтайм,рок,поп.Кроме того миксолидийский лада характерен для Ирландской и Кельтской музыки.Как видите сфера его использования огромна.

Тема в миксолидийском ладу:

Причина популярности миксолидийского лада кроется в том,что он является основой блюзовой гаммы.И как следствие большинство блюзовых 12 тактовых форм базируется на этом ладе.Данное сочетание 12 тактовый миксолидийский блюз проникло затем в бесчисленное количество джазовых тем,а затем добралось и до рок-н-ролла.При том каждое из этих направлений было по своему бунтарский,но придерживалось одних и тех же правил.По сути, мелодически блюз конца XIX века не сильно отличался от раннего рок-н-ролла.

Другая сфера использования - фолк-музыка.Такие жанры как блюграсс,кантри,newgrass просто пропитаны миксолидийским ладом,который создает атмосферу музыки выходцев из Британских островов - шотландцев,англичан,ирландцев.

Третье и самое интересное - это то,что миксолидийский лад ввиду отсутствия тонального притяжения имеет очень современное звучание,которое активное используется музыкантами для обыгрывания доминантсептаккордов самого разного типа.

Характерные интервалы 

наиболее характерным интервалом является тритон между медианой и септимой лада - который образует так называемые guide или leading tones. То есть тона отвечающие за индивидуальную окраску аккорда.В блюзе очень часто аккорды излагаются только с использованием этих нот:

Также в мелодии очень часто используется акцентирование интревала малой терции на V ступени лада.Это видно на примере фолк песни Old Joe Clark:

Гармония

Как уже понятно из вышесказанного - наиболее популярная гармония миксолидийского лада - это доминант септаккорд построенные на первой ступени лада.Этот аккорд создает нетипичное для тональной музыки звучание,поскольку тритон образуемый между 3 и 7 ступени требует разрешения,что вступает в диссонанс с восприятием аккорда как тоники.

Кроме того в рамках джазовой гармонии обычный доминантсептаккорд можно рассматривать,как аккорд миксолидийского лада:

Другим вариантом использования гармонии миксолидийского лада могут быть фанковые vamp фигуры,которые за счет использования диссонансов звучат очень живо и напряженно.Пример фигуры:

 

Также признаком миксолидийского лада является аккорд пониженной VIIb ступени.Он используется в таких известных темах,как Tequila, On Broadway- Benson,You and I - Lady Gaga и многих других.Чаще всего этот аккорд заменяет доминанту придавая обычной последовательности более современное звучание.

Не так популярен аккорд минорной доминанты,который используется чаще всего для смены тонального центра.

Популярные песни с использованием миксолидийского лада:

Theme From Star Trek

Sweet Child o' Mine Guns N' Roses

More Than a Feeling Boston

Hey Jude the Beatles

Sweet Home Alabama  Lynyrd Skynyrd

Norwegian Wood by The Beatles

Как видите все песни достаточно хитовый,так что миксолидийский лад можно еще и причислить к секретным формулам создания хитов :)

Удачи в использовании ладов и не забывайте,что лучший способ освоить лад - это сочинить музыку с его использованием.

»crosslinked«

21 thoughts on “Миксолидийский лад

  1. Не совсем по теме, но всё же напишу. Касается вот этого абзаца: «Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки.Любая музыка имеющая американские корни буквально пропитана звучанием миксолидийского лада: блюз,джаз,рэгтайм,рок,поп.Кроме того миксолидийский лада характерен для Ирландской и Кельтской музыки.» Во-первых, с точки зрения происхождения (не качества) американская музыка является сильно-сильно вторичной по сравнению с той же ирландской музыкой (раз уж она была упомянута). В основе американской народной музыки лежит музыка европейских эмигрантов, а с середины 19 века 70% эмигрантов составляли именно ирландцы и шотландцы. Поэтому фраза об «американских корнях» музыки в некотором смысле некорректна. Ещё одно весьма существенное уточнение: миксолидийский лад гораздо больше характерен не для ирландской, а для шотландской музыки (разница между ними очень велика), ирландская же музыка по большей части характеризуется дорийским и ионийским ладами. Разумеется, миксолидийский там тоже используется, но такие мелодии чаще всего имеют шотландское или английское происхождение.

  2. Джаз,блюз,фанк,рок-н-ролл — это по Вашему вторичные направления? :)
    Во-вторых — неужели есть какое-то исследование в котором в точном процентном соотношении описано количество использования миксолидийского лада в Шотландской и Ирландской музыке?
    Просто мне кажется здесь спор не особо уместен.Материал брался из нескольких американских исследований ведущих композиторов так что я тоже не из головы эту информацию взял :) Но в любом случае спасибо за поправку

  3. Денис, насчёт вторичности — я же там в скобках подписал, что вторично по происхождению, а не по качеству или, тем более, по значимости. То есть, иными словами, американский фолк базируется на фолке европейском, причём в большинстве своём именно на народной музыке ирландцев, шотладцев и скандинавов, которые во второй половине 19 века валом валили в США по причине дичайшего кризиса в их странах (н-р, так называемый Великий Голод в Ирландии). Вот что я имел в виду.
    Исследования на означенную тему — есть, и они не единичны. Если интересно — поделюсь ссылками и другими источниками. Да и могу утверждать это на основании собственного опыта изучения музыки Британских островов.

    >>здесь спор не особо уместен

    Вот чего меньше всего хотел — так это спорить :)

  4. «Исследования на означенную тему – есть, и они не единичны. Если интересно – поделюсь ссылками и другими источниками. Да и могу утверждать это на основании собственного опыта изучения музыки Британских островов.»
    Я бы тоже полюбопытствовал. А ваш личный опыт так же интересен?
    Кстати, джаз блюз и фанк не претерпели разве влияния африканской культуры? Да и рок, как мне представляется, вырос не из одного ростка. Европейское влияние на американскую музыку, видимо,проявляется в стилях кантри, сассерн-рок, блюграсс, американа, наконец. Что скажете?

  5. Конечно претерпели — здесь просто были обозначены американские корни.Вообще вопрос неоднозначный.Здесь как что в начале появилось курица или яйцо.Учитывая,что африканская музыка пентатоника,то в данном контексте о ней упоминать смысла не было.Рок — это вообще один большой котел в котором уже и не разберешь где какие корни.Опять же не надо путать рок-н-ролл и рок.Рок — это все такие порождение Англии.А рок-н-ролл Америки

  6. «Опять же не надо путать рок-н-ролл и рок.Рок – это все такие порождение Англии.А рок-н-ролл Америки»

    Хочу ссылку на источник подобных сведений. Это переворачивает мои представления с ног на голову. Как-то я всегда думал, что именно рок-н-ролл вдохновил англичан бросить гаражную да клубную поп-самодеятельность :)
    Африканцев же я имел в виду не континентальных, а укорененных в американской культуре. Отсюда и контекст влияния культуры европейской, т.е. курица вместе с яйцом :)

  7. < <Хочу ссылку на источник подобных сведений.>> Книга под названием Путь Рока автор Михаил Шар.Одно из лучших исследований

  8. Константин, причём тут вообще первичность или вторичность? Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки, потому, что в этой музыке он наиболее узнаваем, получил яркое и характерное проявление, был востребован современными авторами именно в этом стиле. Архаичное специфическое использование данного лада — это уже частность, которая характеризует этот лад для современников не так ярко. В чём проблема?

  9. За ссылку спасибо! Моим сложившимся взглядам не противоречит, к счастью, просто по-разному расставлены акценты. Непонятно противопоставление коммерческой и некоммерческой музыки в книге. Если музыка сделана на продажу, то что, это необходимое и достаточное условие ее говенности? Местами, по-моему, книга содержит фактические неточности. И, к сожалению, набор групп для анализа, за исключением ряда бесспорных (Queen, Led Zeppelin, Deep Purple …) не вызвал у меня особого интереса.

  10. Спасибо! Интересно почитать про лады. Достали эти мажор и минор, хочется побольше знать о всяких других :)
    И еще, что значит из 52 основных ладов? Их что, так много?

  11. денис, поясните, пожалуйста, что значит «миксолидийский лад не имеет тонального притяжения»? ведь помимо пониженной седьмой ступени, которая теперь действительно равнодушна к тонике, есть еще и четвертая, которую по-прежнему тянет через полутон к третьей.

  12. Простая арифметика: 5 основных ладов мажор и минор умножаем на 7 ступеней — получаем 5*7=35. Плюс искусственные и смешанные лады+ гиполады.Конечно их больше чем 52.Я просто выделил основные.То есть такие которые используются больше,чем одни композитором :) Хотя любые классификации ладов условны.Есть еще двух октавные гаммы,но это уже отдельная история,как-нибудь доберусь и до них

  13. dadra — поскольку миксолидийский лад находится в условиях модальности,то функции ступеней у него отличны от мажорной гаммы.Здесь нет тяготений к 3,5 и т.д. ступеням.В модусе есть только один главные тон.Если в при том же наборе нот CDEFGABb образуется тяготение к ноте E то мы получим EFGABbCD — то есть произойдет модальная модуляция в локрийский лад — а это уже другая история :)

  14. ок. я играю соло на фанковый ритм на аккорде C7. возьми я ноту фа — она будет звучать как неустойчивая и требовать разрешения.

  15. Устойчивость и не устойчивость понятия довольно относительные.если вы играете на аккорд C7 якоды миксолидийский лад,но находитесь в общем в тональности F мажор — то вы играете никакой не миксолидийский,а обычный мажор с тяготениями.Поэтому если Вы играете в последовательности C7 D7 миксоолидиский,то если Вы возьмете ноту F — то это будет другой лад,от ноты F,как я и писал.

  16. Спасибо за статью.а можно узнать где в песне hey jude миксолидийский лад. Не нашёл. И значит ли что если там использован миксолидийский лад, то песня в этом месте нетональная, потому что “миксолидийский лад не имеет тонального притяжения”?

  17. Анатолий, ну насколько я понимаю, сама песня в тональности фа мажор, в тех местах, где появляется фа доминантсептаккорд (F7) (то есть здесь седьмая ступень понижается — ми бемоль)и есть проявление миксолидийского лада. это на припевах. а в конечном запеве как и писал Денис характерный аккорд пониженной седьмой ступени, то есть Eb. вот и налицо миксолидийский лад.

  18. Денис, как понимаю, полный квинтовый круг в мелодиях, едва ли применяется в миксолидие (ну разве что в виде эксперимента). Какие аккордовые последовательности наиупотребимы?

  19. «Причина популярности миксолидийского лада кроется в том, что он является основой блюзовой гаммы». Что то новенькое для меня. Мне почему то всегда казалось, что блюзовый лад основан на мажорной и минорной пентатонике…ведь по сути это и есть видоизмененная пентатоника и имеет африканские корни. Негры-рабы, работая на плантациях, дружно пели, используя пентатонику с характерными блюзовыми нотами (III пониженная в мажоре и высокая 4 в миноре)

    dengerg Reply:

    Во-первых не повышенная 4, а пониженная 5. Во- вторых, блюзовый лад это не то о чем вы пишите, а лад типа С D Eb E F G A Bb

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *