Модальность и тональность

Модальность и тональность

Урок по теории музыки посвящен обзору 2 основных систем организации звуков.


Краткий конспект урока.
Основу современной музыки составляют две больших системы организации звуков — тональная и модальная. Конечно существуют и другие системы, однако эти две являются основополагающими.

Первая из них — тональная. Отвечает за все что связанно с мажорными и минорными гаммами и их разновидностями, а также за сами тональности, смену тональностей и т.д.

Тональная система очень централизована и построена на доминировании одного центрального тона( который собственно и называется тоникой) и соподчинении других тонов. Также тональная организация проявляется на уровне гармонии( основные функции TSD). Все тональности связаны между собой и могут переходит одна в другую. Кроме того тональная организация действует не только в рамках выбранного лада,но и в рамках одного произведения.

Это значит, что по отношении к основной тональности все другие имеют такую же подчиненную роль, как ступени гаммы по отношению к тонике.

Модальная система организует различного рода лады (например, натуральные: дорийский,фригийский ).

В модальной системы также есть один главный тон.

Это тон, от которого строится лад, но в отличии от тональности в модальной системе звуки не тяготеют к основному тону и, при определённых условиях  например,ритмическая остановка,опевание), каждый тон лада может стать основным.

Тем самым внутри одного набора звуков можно получить множество разных ладов.

Также важным отличием тональных ладов от модальных является, то что в тональности лад всегда замкнут в рамках октавы. В модальной системе лад может иметь диапазон нонытерцдецимы или даже двух октав.

»crosslinked«

5 thoughts on “Модальность и тональность

  1. Привет Денис,спасибо за урок.И отдельное спасибо за энтузиазм.Я конечно в музыке практически новичёк и иногда совсем не понимаю о чём речь,но надеюсь,когда то разберусь во всех тонкостях.

    1. Обязательно разберетесь.И надеюсь мои уроки помогут Вам.
      Кстати со звуком я немного напортачил. Теперь переделал стало вроде получше.
      Спасибо за отзыв.

  2. Так дело не пойдёт! Пентатонику знают все! Хотелось бы услышать примеры ладовых мелодий и тональных мелодий, и заметить отличие. Желательно известные примеры А теорию эту и сам рассказать могу…

  3. а как быть с 7 ладами, они же относятся к концепции «модальности», при этом они являются частью «тональной» мажорной гаммы. С пентатоникой понятно , а вот с ладами, которые не должны иметь тяготений ??, но почему-то имеют, не понятно! Смысл видео, цитирование википедии??

Добавить комментарий