Модуляции и отклонения в современной музыке (1 часть)

Модуляции — прием при котором происходит изменение устоявшейся структуры в музыкальной ткани на новую. Явление модуляции может использоваться в ритмике, форме, мелодике. Но чаще всего мы конечно же подразумеваем гармоническую модуляцию или смену тональности.

Современная музыка чаще всего основана на простых последовательностях аккордов и в силу своих художественных особенностей может существовать и без смены тональности.

И многими музыкантами модуляция рассматривается как двоякое явление.
С одной стороны примитивный сдвиг припева или куплета на полтона-тон вверх или вниз, либо чуть более продвинутый способ отклонений в тональности субдоминанты.

С другой стороны, как сложный прием, который уместен в джазе или арт роке, но никак не в популярной музыке.

Тем не менее, анализ популярной музыке в самых разных стилях показывает, что модуляции и их разновидность в виде отклонений активно используется в музыке самой разной сложности и художественной ценности.

Конечно можно найти большое количество безвкусных и технически неверных решений, которые только ухудшают звучание песни.

Но также есть целый пласт композиций, которые доказывают — модуляции есть и вне классической гармонии. И кроме того, они могут звучать органично, интересно и современно.

Главная задача модуляции в классической гармонии это раскрытие красок основной тональности и развитие гармонии внутри формы. Очевидно, что большие построения требуют гармонического развития, наряду с мелодическим и ритмическим.

В современной популярной музыки роль модуляции чаще всего состоит в том, чтобы создавать новое, необычное звучание. Здесь нет строгих схем движения по тональностям или привязки к исходной тонике.

Пионерами здесь можно обозначить конечно же Beatles.

Yesterday начинается с классического отклонения в параллельный миноре, через оборот II-V-I:

F(I) – [Em7b5(VII=II) – A7(V)] – Dm (I)
Отклонение в припеве:

F (I=III)| Asus4 A7| Dm

Другой пример песня Her Majesty. Здесь используются отклонения через оборот II-V-I, побочные доминанты ( D-B7-Em-A7-D) и т.д

Более сложный и интересный пример песня Julia.

Она начинается с неоднозначного движения гармонии:

D – Bm7 – F#m – это можно рассматривать как оборот I-VI-III либо как VI-IV-I

Так как мелодия стоит на месте, то в в течении первых 4 тактов мы имеем дело с тональной неопределенностью.

Следующее движение гармонии основано на простейшем введении оборота IV-V новой тональности

D – Bm (VI=Vm) – Am (IV) – B7 (V)

Однако затем идет интересное решение в виде замены новой тоники ее паралелью в виде септаккорда, то есть аккордом G7 вместо ожидаемого Em.

В добавок к этому гармония усложняется сопоставлением G7 – Gm

Последний аккорд не встречается в Em, а по сути является модулирующим (минорная субдоминанта для D мажора)

G7 – Gm(Im=IVm) – D – Bm – F#m — A

И только в конце мы видим закрепление D мажора через доминанту, как основной тональности.

Как вы можете видеть, это не примитивная модуляция, а вполне продуманная система отклонений, которая к тому же звучит очень образно и лирично.

На этом первая часть статьи заканчивается и в следующей части мы продолжим изучать модуляции и отклонения в популярной музыке.

»crosslinked«

Добавить комментарий