Музыкальная форма.Простые элементы

Музыкальная форма представляет собой целое произведение, но с другой стороны состоит из  частей различных по замыслу. Каждая часть отделена от другой. Это воспринимается и зрительно( если смотреть в ноты)  и на слух.

Как я уже упоминал в предыдущей статье любая музыкальная форма построена на принципах контраста и тождеста.

Эти принципы могут проявляться в отдельных элементах музыкальной фактуры (например, в ритмегармонии или мелодии) так и в их комплексе. Когда контраст или тождество между частями явно выражено, тогда мы и можем наблюдать разграничение,разделение построений.

Такое разделение частей действует как на уровне мотивов, периодов предложений, так и на уровне целых частей произведения. Обычно такую членораздельность музыкальной формы сравнивают с литературным произведением: главы, параграфы, абзацы — это элементы литературной формы.

Важнейшее значение для освоения и понимания любой музыкально формы имеет цезура. Цезурой называется момент между любыми частями формы. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы, создает необходимое разделение музыкальной речи.

Многие авторы грешат отсутствием четких цезур, что порой напоминает произведение без знаков препинания. Применение цезур говорит о логичности мышления автора и помогает слушателю легче воспринимать музыкальный материал. С другой стороны опытные композиторы всегда используют хитрые приемы маскирования цезур, что создает определенную недоговоренность. Это подобно стихотворному приему при котором конец фразы переносится в начало следующего четверостишия.

На письме мы используем точки, запятые, тире и т.д.

В музыке также различаются разные виды цезур.

Рассмотрим  наиболее популярные признаки цезуры:

1) Пауза — самый простой и действенный способ создания цезуры. Пауза практически всегда звучит хорошо.

Однако почему то этот прием незаслуженной забыт, особенно в области аккомпанирующих партий.

Один из самых эффективных приемов композиции и аранжировки это резкие паузы всех инструментов.

Несколько примеров.

Использование пауз в вокальной строчке
Toto Africa


Radiohead How do you?

2.Остановка на продолжительном звуке.

Длительность звуков может быть различной, но обычно признаком цезуры является звук более длинный относительно общего движения мелодии.

В примере ниже 4х тактовая фраза делится на два мотива с помощью половиной длительности.

«Dearly Beloved» Green Day

3. Повторность мелодико-ритмических фигур с затактами одинаковой длины.В примере с помощью данного вида цезур разграничиваются мотивы.

Также признаком цезуры являются различного рода смены регистра, динамики т.е. приемы построены на принципах контраста.

В импровизации очень часто используются цезуры с помощью смены вида длительностей.

Например, переход с триолей на шестнадцатые или смена темпа с восьмых на четверти и т.п.

Обычно цезуры ярче всего проявляются в главном голосе.

При этом сопровождение (аккомпанемент или сопровождающие — голоса, бас, барабаны) может не заключать в себе перерывов.
Часть формы ограниченная цезурой называется построением.

Построение это очень важное понятие музыкальной формы. Оно может означать как несколько тактов, так и крупные разделы формы.

Все зависит от вида цезуры и анализируемого произведения.

Важно то, что и начало и конец построения очень редко совпадают с тактовой чертой, которая служит чаще всего для организации метра.

Совпадение же цезуры с метрическим делением характерно только для музыки моторного характера

(многие поп-песни построены как раз по такому принципу 4 +4+4 и т.д.).

Части формы, отделенные друг от друга находятся в соподчинениях разного рода благодаря которым образуют целую форму. Позже я рассмотрю виды таких соподчинений и их применение в практике композиции.

На начальной стадии изучения музыкальных форм мы очень близко соприкасаемся с музыкальным синтаксисом.

Суть его в расчленении относительно законченной музыкальной мысли на части и анализ их соподчинения друг с другом.

2 thoughts on “Музыкальная форма.Простые элементы

Добавить комментарий