Музыкальный вкус или знания?

Музыкальный вкус или знания?

Любой музыкант желает создавать уникальную музыку, которая будет выделятся среди десятков тысяч композиций, которые каждый день появляются на музыкальном рынке. Исполнители, композиторы, аранжировщики, songwriters и многие другие стремятся к тому, чтобы сформировать индивидуальный стиль.

Оригинальность всегда в моде.

Некоторые музыканты ищут формулу волшебной песни-хита, другие формулу вдохновения. Все понимают, что Beatles это незабвенные песни, а 99% современной музыки забудут через год.
Но в действительности существуют ли какие либо правила написания гениальной музыки?

Или это результат божественного вмешательства? Проблема в том, что большинство музыкантов упускают несколько вещей. Это настолько простые истины, что в них сложно поверить, так как разум упорно будет доказывать, что не может быть все так просто и легко. Однако, несмотря на простоту, на этих формулах построена вся гениальная музыка, начиная от Баха и заканчивая Led Zeppelin.

Поняв суть, Вы можете применять это в вашем творчестве и получить отличный результат.

Вот эти формулы:


1. ГЕНИАЛЬНАЯ МУЗЫКА ЭТО 50% таланта, вдохновения и 50% разума, ratio, знаний

Как только баланс нарушается, начинается крен в какую-либо сторону, музыка становится либо слишком рациональной и предсказуемой, либо излишне сентиментальной и чувствительной.
Первое встречается, например, в металле,  когда под нагромождением размеров теряется музыкальный смысл и не понятно о чем говорит автор.

Также перекос в сторону разума выражается в предсказуемости формы, гармонии, мелодики.
Перекос в сторону эмоций распространен в поп-музыке, русском роке. Характерной чертой является примитивность музыки, на всех уровнях начиная от мелодии и заканчивая аранжировкой.
Музыка на века находится в балансе между разумом и чувствами. Отсутствие одного компонента приводит к краху.
Любая по-настоящему хорошая музыка всегда идеально продуманна. Если в мессе Баха поется о нисхождении Христа с небес, то в партитуре обязательно найдется музыкальное доказательство этих слов.
В конъюнктурной же музыке можно встретить полный абсурд (ненамеренный, а безвкусный), когда, например, на словах кричу певица шепчет, а на словах шепчу, вопит в третьей октаве. (реальный пример)

2. УСПЕХ ЭТО 5% ТАЛАНТА И 95% работы

Это золотой принцип любого искусства. Хорошая идея погибнет от наскоро проделанной работы. Стремление к совершенствованию совершенного неизменная черта всех гениев. Обычные же люди довольствуются принципом: лучшее враг хорошего.
Любая идея требует тщательной работы. С помощью вдохновения мы получаем идею, а с помощью знаний превращаем в совершенную музыку.
С другой стороны плохая идея, сколько бы над ней не работали все равно останется посредственной, хоть и в хорошей обертке.

3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС СУБЪЕКТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ, А МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ОБЪЕКТИВНО

Главная проблема, которая навела меня на мысль написать эту статью состоит в том, что музыканты полагаются на свой вкус, считая его последней инстанцией. Это одно из самых абсурдных заблуждений среди музыкантов.
Пока Вы не уравняете знания, и вкус Вы находитесь в тюрьме собственных предрассудков.
Чтобы понять в чем ошибка, рассмотрим процесс восприятия музыки.

Когда Вы слышите музыку, мозг сравнивает полученную информацию с уже имеющейся и, на основании этого, делает определенные выводы о том, что будет дальше.
Допустим, у Вас отсутствует музыкальное образование, и весь Ваш слуховой опыт основывается на том, что можно услышать по телевизору, радио и проч.

Это Ваш музыкальный вкус.

Услышав Симфонию Шостаковича, Ваш мозг будет перегружен информацией, с которой он до этого ни разу не встречался. Поскольку файлы для сравнения в Вашем мозге отсутствуют, то и прогнозировать мозг ничего не может, так как, с каждым новым тактом убеждается в том, что он ничего не понимает. Через некоторое время мозг, во избежании травмирования, отключается от восприятия информации, музыка для сливается в бесконечный поток и Вам становится скучно. Вы говорите — Шостакович скучная музыка.

Теперь самый главный вопрос: Шостакович плох или Вы не подготовлены к прослушиванию такой музыки?
Ответ очевиден.
Я думаю, Вы без труда можете представить себе обратную ситуацию.

Для музыкально образованного человека 90% современной музыки это набор предсказуемых штампов, после прослушивания 30 секунд можно понять, как звучит целый музыкальный альбом.
Большинство музыкантов никогда не создадут ничего гениального не потому, что у них отсутствует талант, а потому что у них не развит вкус и отсутствуют необходимые знания.
Главная задача музыканта, который хочет сочинять хорошую музыку, это развивать свой музыкальный вкус, постоянно преодолевая себя.
Существуют два способа развития вкуса – это слушание музыки и превращение знаний во вкус (слуховой опыт).
Оба имеют свои преимущества.

Однако, в плане времени, приоритет за вторым, поскольку прослушать всю существующую музыку Вам не удастся.
Превращение же знаний в слуховой опыт происходит гораздо быстрее. Поскольку Вы изучаете концентрированные идеи, то и время сокращается.

Допустим, изучив сонатную форму, Вы подготовили себя к прослушиванию и восприятию огромного количества произведений. На изучение формы у Вас уйдет несколько недель.

На прослушивание всех образцов годы. Кроме того, без наличия знаний, Вам придется делать выводы и структурировать разновидности форм, что очень сложно. Здесь же Вы можете воспользоваться знаниями других людей и приспособить их для своего случая.
Любого рода знания улучшают Ваше восприятия чужой и своей музыки. И если сегодня Вы в восторге от гармонии в своей новой композиции, то завтра может оказаться, что это давно истертый оборот, который нужно заменить, что приведет Вас к новым открытиям.

Острый музыкальный вкус позволяет лучше реагировать на изменения и проще относиться к своей музыке.
Используйте в равной степени музыкальный вкус и теоретические знания, анализируйте любую музыку и используйте понравившиеся идеи для обучения.

1 высказывание к “Музыкальный вкус или знания?

Добавить комментарий