Мысли о композиции — кульминации и форма

Мысли о композиции — кульминации и форма

Итак, продолжаю серию статей про композицию. Для тех, кто не прочитал первую часть она находиться здесь.

В прошлый раз я уже подчеркивал важность интонации и ее роль в цементировании формы произведения, мелодии и отдельных построений. Можно сказать, что интонация это главный ингредиент музыки с которым работает композитор.

Если рассматривать музыку во временном аспекте, то исходя из теории интонации у нас всегда есть три точки это известная триада initio — motus — terminus.

Этот принцип является ключевым при образовании композиции. Если рассмотреть любой временной процесс то мы также увидим, что он имеет начало — высшую точку( кульминацию) — завершение. Это позволяет так сказать спроектировать форму и склеить композиционные элементы между собой.

Важнейшим аспектом композиции здесь будет являться кульминация -от того насколько полноценно она выражена с помощью музыкальных и исполнительских средств напрямую зависит восприятие произведения слушателем.

Что такое кульминация?

Определение из словаря:

Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо его части. Выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами и т. п. Кульминация образует смысловой центр произведения, зачастую приходится на точку золотого сечения.

В любой музыке от симфонии до современных танцевальных треков кульминация — это то, что слушатель запоминает больше всего, то что цепляет и то от чего идут «мурашки». При этом нужно понимать, что существуют, как местные кульминации так и одна главная. Интонация и мелодия содержат свои кульминации, последовательность аккордов, инструментовка также могут иметь небольшие точки кульминаций.

При этом все местные кульминации являются подготовкой к основной и не могут быть выше ее по степени напряжения.

Итак, как вы поняли для композитора важен процесс подготовки и выхода из кульминации.

И в том и другом случае можно выделить два наиболее типичных приема — это плавное введение кульминации и резкое. Таким образом получаем 4 варианта:

Это универсальные схемы, которые в чистом виде встречаются довольно редко, но показывают варианты того,как можно выстроить форму.

Важный вопрос касается расположения кульминации. Как написано в определении — это точка золотого сечения и практически все классические музыкальные произведения следуют этому правилу. 0,618 — точка золотого сечения или примерно треть произведения. Общеизвестно, что в 8 тактом построении классически кульминация расположена в 6 такте. Это как раз и есть точка золотого сечения в музыке. Это может вам подсказать один из вариантов выбора кульминации.

Если мы соединим концепцию интонации + кульминации, то можно создать множество шаблонов, которые наглядно показывают развитие композиции музыкального произведения.

Я набросал 5 возможных вариантов композиции.

 

Давайте рассмотрим каждый из них подробно:

1. Волнистые линии отображают появление местных кульминаций, которые лишь немного отличаются от основного материала. Затем начинается плавный подход к кульминации, которая расположена в ¾ всей композиции. Кульминация держится некоторое время, затем следует небольшой спад, который держится довольно продолжительное время и затем довольно резкий спад до первоначального уровня. Такое развитие отражает реальную музыкальную ситуацию. То есть мы видим, что после кульминации следует не плавное и не резкое нисхождении напряжения, а через дополнительную часть, которая сохраняет остаточное напряжение кульминации, но направлено к окончанию.

Для того, что лучше разобраться в этих дебрях рекомендую провести анализ любого произведения и нарисовать линию, тогда все станет намного понятнее.

2. Содержит прием под названием превышение кульминации. Очень крутой прием, который недоступен неопытным авторам, так как требует очень профессионального использования всех художественных средств. После внезапного спада следует еще одна кульминация, которая оказывается настоящей в противовес первой ложной кульминации. Затем резкая разрядка и спад до первого уровня. В современных песня этот прием используется в песнях с прехорусом и/или бриджем – где бридж является либо истинной кульминацией, а припев ложной либо может быть еще более сложное расположение кульминаций при котором бриджем — это будет вторая ложная кульминация, а истинная кульминация будет приходиться на последний припев, который затихает.

3.Резкое начало с кульминации, которая держится до 3-4 произведения, затем спад, поднятие до половины кульминации и спад. Такая форма может отражать потерю сил, невозможность достичь чего то. Вариантов множество.

4. Форма треугольник. Долгий подход к кульминации и такой же долгий спад. Популярно в вариационных формах и монотематических композициях.

5. Произведение без кульминации со спадом — характерно для фоновой музыки. Псевдокульминацией здесь оказывается начало произведения, но из-за очень плавного спада это практические не ощущается на слух до конца произведения.

Это случайные 5 схем музыкальной формы с точки зрения композиционной организованности. Как раз в области таких исследований и лежат все секреты по созданию крутых треков, цепляющих песен, которые ищут современные продюсеры.

Обязательно составьте схемы любимых произведений — это даст вам очень хоршее понимание композиции.

До встречи в следующей части!

»crosslinked«

16 thoughts on “Мысли о композиции — кульминации и форма

  1. Я до этого в этом ключе как-то не рассматривал музыкальные произведения, по крайней мере осознанно, думаю это очень полезный и эффективный подход. Спасибо за «наводку»!)

  2. Очень по дзеновски. Спасибо. Любая ситуация, что касается и композиций, имеет: начало, нарастание, пик, спад, завершение. Внутри этой схемы в индивидуальном порядке — любые вариации!

  3. Согласен с Игорем , сейчас все только и записывают уроки как сводить , мастерить, играть 1000 нот в минуту на гитаре. а вот о композиционном мышлении никто ничего не делает , а очень хочется слышать от наших музыкантов действительно крутые музыкальные идеи собственного сочинения , а не нарезанных лупов.

  4. Вообще-то существуют учебники по музыкальной форме. Там про всё написано (с). И о кульминациях, и обо всех остальных вещах.Графики, представленные здесь,это только самая общая картина (к тому же субъективная). Композиции нужно учиться и можно научиться, даже если человек думает, что это «не его», так сказать, дело. Но нужна основательная теоретическая подготовка, это дело не для «лупостроителей», когда любой клерк думает, что он может писать музыку)) Попробуйте найти книги: А.Шёнберг «Упражнения по композиции для начинающих», Ц. Когоутек «Техника композиции в музыке ХХ века», Л.Мазель и Цуккерман «Музыкальная форма», а также другие.

    Денис Чуфаров Reply:

    А.Шёнберг “Упражнения по композиции для начинающих”, Ц. Когоутек “Техника композиции в музыке ХХ века”, Л.Мазель и Цуккерман “Музыкальная форма” — учебники хорошие — но не цельные. и по сути без педагога они ничего не дают. кроме того никак не относятся к современной музыке. у Шенберга все построенно на работе с мелодией. Когоутек — просто обзор техник. В общем все это нужно склеивать и знать как еще перенести в практику. а графики я написал что просто взятые из головы, кроме подходов и выходов из кульминации

  5. Я под «превышением кульминации» знаю другую весчь: когда, например, проходит тема в экспозиции, а в репризе (разроботке) кульминация этой темы имеет более высокий высотно-мелодический подъём. Например, побочная в «Ромео и Джульетте» Чайника… По форме я условно написал.

Добавить комментарий