• Корзина пуста.

Навык – основа развития техники.

Любой музыкант, который хочет профессионально заниматься музыкой мечтает иметь идеальную технику. Очень часто под идеальной техникой подразумевают способность играть очень быстро, однако большинство думающих музыкантов без труда определяют владение инструментом (а следовательно и техникой) , как возможность сыграть все что хочешь качественно, в нужном темпе, необходимым тембром и хорошим звуком. Отсюда следует другой вывод, что уровень техники индивидуален в зависимости от запросов музыканта и  стиля, в котором он работает. Музыкант, играющий хард-рок отличается от джаз – и фьюжн музыканта не только уровнем музыкального мышления, но и подходом к технике. То, что для одного высший уровень – для другого детский сад. Естественно, что такой подход не имеет отношения к музыкальной составляющей.

Итак, идеальная техника – это некий образ-идеал существующий в голове музыканта. Для конкретизации самого понятия техника нужно разбить его на более простые элементы. Такими элементами будет навыки. Разные навыки, объединяясь в одно целое составляют фундамент техники. Навык же формируется тогда, когда память действия переходит в мышцы. В данном случае мы видим взаимодействие работы разума и мышц. Это очень важный момент, поскольку  очень часто встречал музыкантов, которые думали, что бездумно гоняя пассажи перед телевизором можно развить хорошую технику. Такие занятия имеют минимальный коэффициент полезного действия и вредны для мышц.

Поскольку навык является важнейшим элементом развития техники необходимо разобрать этапы формирования навыка.

  1. При выполнении какого-либо упражнения отдельные части движения сливаются в одно более сложное. (Здесь образуются как бы несколько подуровней – несколько простых движений объединяются в одно, затем эти движения объединяются в еще более сложное. Например, на этапе изучения гамм сначала мышление переходит от одной ноты к двум затем к четырем и т.д. В очень быстрых темпах движение может включать 16 и более простых приемов)
  2. Устраняются лишние движения.

Это один из важнейших аспектов развития техники, которому уделяют, как правило, наименьшее внимание.

  1. Появляется необходимая координация рук (и ног). Движения упрощаются, становятся непрерывными и ускоряются.
  2. Зрительный контроль сменяется мускульным. Недаром многие учителя советуют заниматься в темноте.
  3. Вырабатываются более сложные психологические навыки. Например, начинающий музыкант должен постоянно контролировать соответствие штрихов музыкальному образу, а более опытный музыкант использует образ в качестве отправной точки при исполнении и, не задумываясь ,использует необходимые приемы.
  4. Внимание освобождается от контроля за телом и переносится на получаемы результаты.
  5. Подготовка последующего действия происходит в момент исполнения предыдущего. В психологии такой процесс называется антиципацией.

В процессе занятий правильные движения отбираются, а ненужные отсеиваются. Собственно этот процесс и называется упражнением.

Интересен тот факт, что на развитие техники музыканта действуют так называемые кривые научения. Кривые научения складываются на основе количества повторений и точности выполняемого действия. Эти кривые очень хорошо иллюстрируют проблему, которая возникает у более опытных музыкантов, которая проявляется в том, что при большом количестве занятий наблюдается очень небольшой эффект ( так называемый период плато)

Существует две кривых. Первая с отрицательным ускорением:

Здесь в начале формирование навыка идет очень быстро, приближаясь к некоторому предельному уровню скорости и количества ошибок. Такие кривые характерны для сложных движений. Решение проблемы здесь в том, чтобы отложить проблему и вернуться к ней через небольшой промежуток времени.

Вторая кривая с положительным ускорением

Кривые с положительным ускорением характерны для освоения простых движений. Вместе с ростом мастерства и овладением различными видами навыков растет число произведение, выучиваемых по принципу положительного ускорения

26.03.2020

4 комментарий (-ев) к статье "Навык - основа развития техники."

  1. здесь ещё нужно добавить, что техника достигается не только и даже не за счет упражнений, а скорее при отработке отдельных, сложных моментов какого либо текста или произведения. Играя одни упражнения развивается только эластичность мышц рук и правильность, точность движения, и это не всегда работает при исполнении произведений.

  2. У Вас отличный сайт для музыкантов, вся информация счень полезна.., у меня был большой период, когда я музыкой совершенно не занимался и все забыл, сейчас пытаюсь наверстать…, и часто ловлю себя на мысли, что пальцы помнят больше, чем я успеваю сообразить…
    , зато обострился слух, а вот чтение с листа, это полный провал…

  3. #1 Сергей: Я всегда удивлялся тому, что люди,которые хотят освоить технические приемы,прибегают к помощи различных упражнений, когда тоже самое можно постичь из живой музыки. Я имею в виду то, что не надо гонять бессмысленные гаммы верх и вниз по грифу когда есть возможность играть такие музыкальные шедевры Баха или Паганини. (c,Ингви Мальмстин). Я с этим (а заодно и с вами) очень согласен- не в упражнениях дело! Зачем тратить время на упражнения,когда то же самое-да еще в вариациях- можно постичь из готовых произведений (надо только правильно их подбирать)

  4. Егор, подскажите пожалуйста
    я начинающий гитарист, немного учусь вокалу у своей девушки с отличным слухом.
    отрабатываю секвенции на основе пентатоники и мажорной гаммы… так муторно, но знаю что нужно для импровизации (в основном блюзовая интересует)
    очень интересно какие произведения для этого можно выучить, заранее спасибо!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture