Обыгрывание аккорда мажорного класса (Джазовый лад в мажоре)

Как известно, любая импровизация может быть разделена три больших составных элемента. Каждый элемент является важным и формирует уникальность и профессиональность звучания импровизации. Эти три элемента являются элементарными составляющими любой музыки  и могут быть изложены в виде трех вопросов: что, когда и как. Здесь “что” отвечает за выбор гамм, аккордов, арпеджио, вариантов опеваний и всего остального многообразия, которое отвечает за звуковысотность. “Когда” отвечает за ритм, синтаксис, форму – то есть за временную составляющую музыки. И, наконец, “как” отвечает за артикуляцию, способы звукоизвлечения, в какой-то мере за фразировку, стилистику – то есть за физическое воплощение образа непосредственно на инструменте.

Сегодня я хотел бы затронуть первую составляющую – а именно вопрос обыгрывания конкретных аккордов с помощью различных вариантов ладов, арпеджио и т.д.

Многие импровизаторы задаются вопросом, – какие ноты играть на определенный аккорд?

В зависимости от стиля импровизации ответы могут быть разными.

В джазовой импровизации выбор гамма важен и существуют определенный устоявшиеся методы обыгрывания.

В рок-импровизации выбор гамм по отношению к аккордам не особо важен. Огромное количество аккордов может обыгрываться в рамках одного-двух ладов. Здесь более важен выбор ликов, фразировка. Хотя конечно опытные импровизаторы и в роке привязывают свои фразы к аккордам с помощью целевых нот, но делают это несколько иначе, чем в джазе.

Поговорим об обыгрывании аккордов в стилях джаз, фьюжн, прогрессив-рок и им подобных.

Итак, начнем с мажорного аккорда:

Мажорная гамма сама по себе имеет довольно традиционное звучание, однако стоит добавить в нее несколько хроматических нот или трактовать, как ионийский лад звучание сразу же меняется, что можно наблюдать в игре многих мастеров импровизации.

Первый пример простое использование мажорной гаммы для обыгрывания аккорда maj7

Акцентирование 7 ступени создает характерное мягкое, джазовое звучание. Тоника лада ни разу не попадает на сильную долю. Также эффектно звучит использование арпеджио большого мажорного нонаккорда, который является совмещением аккордов maj7 и м7:

Пример 2

Из курса классической гармонии мы можем позаимствовать триаду T-S-D и использовать ее в своих целях, а именно для обыгрывания мажорного аккорда. Такое сочетание на фоне мажорного аккорда образует полиаккордовое звучание вида G/C и F/С

Пример 3

Также мы можем эффективно использовать пентатонику. Однако поскольку обычная мажорная пентатоника звучит скучно и однообразно, мы будем использовать все возможные варианты пентатоники в рамках мажорного лада. Это пентатоники 2,3 и 6 ступеней или для аккорда С – D минорная, E минорная и A минорная. Каждая из них создает характерное звучание. Пентатоника D добавляет к основному аккорду 9 и 11 ступень, E минорная 9 ступень и 13,A минорная технически идентичная С мажорной, однако  при правильной акцентуации тонов модно получить более интересное звучание. Таким образом, получается современное полимодальное звучание:

Пример 4

В рамках обычной мажорной гаммы мы исчерпали возможности для обыгрывания мажорного аккорда. Теперь будем искать лады.

Для начала используем лидийский лад. Он добавляет к аккорду 11# ступень, которая придает новую окраску аккорду.

Пример 5

Поскольку лидийский лад идентичен по звуковому строению G мажорной гамме, то мы можем использовать арпеджио аккорда Gmaj для создания лидийского звучания:

Появление дополнительного тона 4# ступени позволяет нам использовать новую пентатонику построенную от 7 ступени гаммы. Для Cmaj7 это будет пентатоника B минор:

Далее уже используя известные нам методы обыгрывания, добавим в наш арсенал арпеджио II ступени или аккорд D мажор, который также будет давать лидийское звучание:

Эффект полиаккордовости можно дополнить полууменьшенным трезвучием от 4# ступени. Наложение этого аккорда дает звучание необычного аккорда 6#11

Для обыгрывания альтерированного maj аккорда вида Сmaj7#5 применяется лидийская увеличенная гамма, которая отличается повышенной 5 ступенью

&
Однако, по сути, является обращением мелодического минора от A.Таким образом, альтерированный maj можно обыграть мелодическим минором параллельной тональности.

Продолжая развивать идею с альтерациями, добавим в наш список и 5# ступень, поскольку для стиля fusion характерно увеличенное звучание. Причем сам обыгрываемый аккорд может быть простым мажорным трезвучием.

Для начала применим арпеджио нонаккорда от 6 ступени, которое является min(maj9) аккордом:

И последний способ обыгрывания добавим трезвучие 3 ступени и получим трезвучия для обыгрывания С,D и E мажор:

В основном данных идей хватить для генерации огромного количества импровизаций.

Если Вы знаете еще какие-либо варианты обыгрывания мажорного аккорда пишите в комментариях я их обязательно добавлю.

Все примеры приведенные в статье можно послушать:

 

В следующей статье варианты обыгрывания минорного аккорда.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

»crosslinked«

11 thoughts on “Обыгрывание аккорда мажорного класса (Джазовый лад в мажоре)

  1. Великолепно! приводит мысли в стройную систему :)
    Получается, аккорд может быть обыгран чуть ли не всеми нотами хроматической гаммы. Присутствие тоники в верхнем голосе обязательно и для тональной, и для модальной гармонии или могут быть какие-то иные опорные ноты?

  2. Для начинающих данный формат обозначения нот очень сложно воспринимается. Можно ли параллельно добавлять скрины с теми же нотами, но набранными в пянороле (Cubase или Cakewalk). Уверен что за это вам многие будут благодарны

  3. Внимание Aleks и другие уважаемые читатели — если Вы не можете читать ноты,то обязательно учитесь — иначе та информация которой я делюсь здесь для Вас не имеет смысла.Музыка — на 50% минимум графическое искусство — а piano roll — это как табулатура для гитариста — только размягчает мозг. Просто это уже не первая просьба — но банально если Вы прийдете в музыкальную школу,то ради Вас никто не будет менять систему.Это как приехать в Америку и просить разговаривать всех на русском.Это единственное практически правило и нарушать я его не хочу.Заранее прошу прощения. P.S. Читать ноты можно научиться за 30 минут:)

  4. Ув.Денис Чуфаров
    Одна из задач педагога найти лучший способ подачи материала а т.к. больше половины посетителей вашего и подобных ресурсов практически чайники в музыке то и нотное письмо являеться ОГРОМНЫМ камнем предкновения
    я конечно не отрицаю необходимость изучения нотаписи НО
    на своем опыте каким-то сложнейшим образом расшифровав нотопись в миди я освоил горм и мелод соединения 1-2 дня до того момента я неделю выкуривал эти главы и ничего не понимал (наглядность решает и в музыке)повторюсь многие я уверен новички незнающие нотопись только пытаються чтото понять и НАГЛЯДНАЯ миди иллюстрация в этом очень помогает только лишь сложив все в миди я понял и гамы и лады и соединения и аккорды и др.
    а по поводы муз школ и тд еслиб я или ктото из нас чайнииков моглиб пойти в шкоу то пошли б НО мы тут и то что можно понять за час курим неделями
    А ученика нужно заинтерисовать до такой степени чтоб тот сам взял и выучил нотопись)))
    поддерживаю мольбы многих о необходимости миди иллюстраций)

  5. ,,А почему мы должны покланяться джазу …не потому, что он родился в Америке…Меня все время терзает мысль о навязывании джаза в русскую культуру.Не растет овощ и другие культуры, взращенные в другой культуре.:) Это я о джазе… Это видно и из того, что представляет современная попса..Не воспринимает толпа джаз в массовом порядке..Уху нужен консонирующий интервал, чтобы брал за душу.. а тут аккордовые косметические надстройки..,, Почва не та,,

  6. Yulia, а я думаю, что дело не в джазовых ступенях и аккордах, а то какое настроение они создают. Вся музыка для души прежде всего. Во многих интересных композициях, цепляющих за душу и играющих на чувствах использовались джазовые аккорды, равно как и многие от хоралов в восторге. Расширяем кругозор! причем здесь навязывания.

  7. Соглашусь с Денисом по поводу читания нот. Я с трудом читаю ноты, но это гораздо приятнее, получаю ощущение погружения в музыку. А если вы желаете табы, то это говорит о том, что вы хотите постичь сложное перепрыгнув через простое. Так дыр останется полно, если все голопом изучать.

  8. Ноты учить обязательно. Табулатура — это в помощь. К #8 Yulia джаз никто не навязывает, но Вы зашли на страницу о джазе. Играйте и учите то, что Вам нравиться, классика или фолк, попса и т.п. Но знания разных стилей, форматов идут на пользу и дополняют друг друга.

Добавить комментарий