Ошибки при создании мелодии (песни)

1. Повторяющиеся секции имеют разные мелодии

Одна из главных особенностей современной песни является повторяемость и наличие хука.
Повторения важны, так как обеспечивают запоминаемость мелодии слушателем.
Именно по этой причине все части песни, которые имеют свойство повторяться должны быть построены на одной и той же мелодии (если мы говорим о куплете) и на одинаковых словах и мелодии ( прехорус, припев).
Повторения обеспечивают предсказуемость, а это в свою очередь создает комфорт для слушателя.
Как слушатель сможет подпевать песне, если каждый раз слышит новую мелодию?

2. Широкий диапазон мелодии

Одно из негласных правил при написании песен – мелодия должна быть максимально проста для пения и иметь диапазон, который не превышает певческий голос — стандартно это объем дуодецимы.
Также для большинства мелодий характерно движение секундами и редкое использование широких интервалов, так как их достаточно сложно петь, особенно если несколько широких интервалов будут следовать один за другим.
Такой подход упрощает запоминаемость мелодии за счет того, что практически любой может напеть Вашу мелодию. Помните — слушатели любят петь песни во время ее прослушивания, так что используйте эту привычку в своих целях.

3. Отсутствие контраста между куплетом и припевом

Слушатель ждет от музыки не только предсказуемости, но и контраста. Если мелодии куплета и припева слишком похожи, то это не очень хорошо для формы песни, так как создает ощущение топтания на месте. Все мировые хиты построены на достаточном контрасте между мелодиями куплета и припева. Дайте слушателю однозначность — пусть он четко знает где припев, а где куплет.

4. Неяркая мелодия припева

Есть классический прием для проверки мелодии припева на уникальность, который используют при обучении сонграйтингу. Попробуйте спеть Вашу песню без слов. Можно использовать гласные типа ааа или просто мычать:)
При таком исполнение можете ли Вы однозначно выделить мелодию припева?
Попробуйте сыграть мелодию на инструменте постороннему человеку и попросите указать на припев.
Хорошая мелодия припева даже без текста, как бы говорит слушателю — «Обрати внимание на меня!»
Традиционным приемом является использование в припеве более высоких нот, чем в куплете или пре-хорусе.

5. Мелодия припева по диапазону ниже чем мелодия куплета.

Это не является непреложным правилом, но 9 из 10 песен используют этот принцип. Это обусловлено закономерностями развития формы. В припеве необходимо использовать все художественные средства создания напряжения и кульминации. И ноты верхнего регистра одно из этих средств.
Чаще всего используется следующая схема. Куплет — нижний диапазон, небольшое количество нот. Пре-хорус более высокая тесситура соединяет куплет с припевом. В припеве используются ноты верхнего диапазона певческого голоса

6. Использование неосознанного плагиата

Если Вы сочиняете мелодии используя только правое полушарие, то в них могут попасть элементы из других известных песен. Иногда сходство бывает достаточно сильным. Известны прецеденты, когда неосознанный плагиат признавался судом (например, Creep группы Radiohead).
Поэтому если Вам кажется, что мелодия что-то напоминает, то лучше всего ее переработать и сделать более индивидуальной.
Здесь лучше всего подключить левое полушарие и проанализировать какой компонент мелодии является похожим (ритм, интонация). Измените его и мелодия зазвучит по другому.

7. Однообразие ритма

Хотя в некоторых случаях остинатный ритм может быть интересен, все же постарайтесь избежать использования одинаковых длительностей. Создавайте не только мелодический, но и ритмический контраст между куплетом и припевом.
Например, куплет восьмые

 

2014-06-04-20-10-23-katy-perry-teenage-dream-kniga-pdf-foxit-reader2014-06-04-20-09-38-katy-perry-teenage-dream-kniga-pdf-foxit-reader

 

Привет 4 с точкой

2014-06-04-20-10-23-katy-perry-teenage-dream-kniga-pdf-foxit-reader

8. Постоянное движение

Не тараторьте:)
Мелодия песни, это не прежде всего вокальная мелодия. Ей нужны паузы, которые дают отдых слушателю. Попробуйте приблизить ритм мелодии к разговорной речи. Никто не разговаривает предложениями одной длины. Используйте неровные фразы, различные синтаксические структуры для создания гибкой мелодической линии.
Отличный прием это акцентирование различных долей в куплете и припеве.
Например, если куплет начинается из-за такта и построена на мотиве типа ямб, то в припеве Вы можете создать дополнительный контраст просто пропустив сильную долю. Если фразы припева будут отталкиваться от 2 доли в противоположность 1 доле куплета, то это создаст хорошее звучание.

9. Мелодия слишком сложна для пения

Пример такой мелодии — это гимн США. Попросите обычного человек спеть эту мелодию или попробуйте спеть самостоятельно. Это сложно даже для опытных певцов. Помните, что Вы пишите песни прежде всего для слушателя. Если он может ее спеть, то это отлично!
Некоторые современные песни могут показаться очень простыми, но это не делает их плохими.
Помните, что от сложности или количества нот музыки больше не становиться.
Величайшие мастера создания простых мелодий — это Beatles, Sting, Michael Jackson.
Многие авторы песен думают, что профессиональный певец споет их мелодию в любом случае. Но если Вы не можете напеть эту мелодию, то скорее всего она будет сложна для восприятия и для исполнения. Поставьте себе цель писать такие мелодии, которые легко петь и легко запоминать.

Величайшие мастера создания простых мелодий — это Beatles, Sting, Michael Jackson.

Многие авторы песен думают, что профессиональный певец споет их мелодию в любом случае. Но если Вы не можете напеть эту мелодию, то скорее всего она будет сложна для восприятия и для исполнения. Поставьте себе цель писать такие мелодии, которые легко петь и легко запоминать.

»crosslinked«

10 thoughts on “Ошибки при создании мелодии (песни)

  1. И про чередование восходящих и нисходящих линий наверное можно упомянуть… будет ли будущая мелодия иметь кантиленный (льющийся) характер или нет, определяться, наверное, нужно сразу… иначе тоже получится ошибка. Да?

  2. Статья по делу. Но опять терминология. Какой «хук»? Что за боксерский слэнг. Меньше читайте англосаксонской белиберды. Какой еще такой «пре-хорус»? Куплет = запев + припев. Никаких других элементов формы я в реальности не наблюдал. Про интервалику: дуодецима — проще написать квинта через октаву — понятнее. Вообще теоретические названия интервалов шире ноны запоминать смысла нет, для понимания смыслы написанного текста все равно приходиться мыслить категориями октава+интервал.

    1. Вы скажите, что еще бриджа не существует. Весь мир знает, что такое пре-хорус, а Вы нет. Вам не кажется, что это как то странно? Любой учебник по созданию песен откройте

  3. Статья хорошая, но в каждом правиле есть исключение. Взять, например, песни группы Скорпионс — я бы не сказал что спеть их легко и доступно каждомую

  4. Статья хорошая, но в каждом правиле есть исключение. Взять, например, песни группы Скорпионс — я бы не сказал что спеть их легко и доступно каждому

  5. Спорные утверждения. В лесу родилась ёлочка — самая популярная русская песня. Очень сложная, но многие её поют не напрягаясь. Хасбулат удалой (Гимн США) тоже многие поют не напрягаясь. Плагиат пишут все кому не лень. И никаких судебных преследований.

    1. Гимн США считается одной из самых неудобных вокальных мелодий и ее мало кто поет нормально. Это хрестоматийный пример — невокальной мелодии!

  6. В парней из Exotic Animal Petting Zoo например все не так просто, вокал я напеть не могу не из одной песни, по памяти, но все же звучит хорошо, хоть и не мейнстрим но ни в этом соль, там FM повсюду, и берется слушатель не простотой. Я думаю 9-й пункт не всегда актуален, а вот все остальные предельно важны, без них никто денег не даст). По мне так привлекает внимание слушателя изменения формы песни, инструментовки, гармонии и тд. так как что влияет на восприятие мелодии, одна и та же мелодия может звучать по разному, как у Шопена.

Добавить комментарий