Основы гармонии. Параллельные квинты.

Любой музыкант знает, что первое правило гармонии при решении задач — это избегание параллельных квинт.

И большинство музыкантов относится к этому правилу неоднозначно. Причина в том, что в большинстве учебников не разъясняют чем вызвана данная необходимость (по крайней мере не объясняют подробно и доступно) .

Чтобы разобраться в этой проблеме нужно сделать несколько уточнений к понятиям, используемым в образовательном процессе и их отличии от творческого процесса.

Гармония — в учебном процессе это дисциплина цель которой является изучение аккордов, их строения, правил соединения аккордов (голосоведение), а также учение о модуляции. Конечной целью базового курса по гармонии (смотреть попсово-бригадный учебник) является:

  • умение  понимать принципы гармонического движения в произведении (гармонический анализ)
  • умение гармонизовать любую мелодию используя изученный арсенал средств
  • умение гармонизовать бас
  • умение различать на слух типы аккордов и типы их движения
  • умения на основе заданной цифровки играть последовательности аккордов

Гармония, которую изучают большинство музыкантов — это базовый, элементарный минимум необходимый музыканту для общения с коллегами, для осмысленного творчества и понимания музыки.

Изучение гармонии, как правило, начинается с освоения правил и закономерностей ТОНАЛЬНОЙ гармонии.

Это, наверное, первое и важная особенность которую важно запомнить.

До тональной гармонии существовала раннекласическая гармония, гармония в полифонии — это все МОДАЛЬНАЯ гармония.

После тональной гармонии появилась понятие современной гармонии, которое включает в себя атональную, расширенную тональную, современную модальную и многие другие виды.

Однако, несмотря на такое огромное количество видов гармонии, именно тональная гармония является образцовой поскольку, во-первых, имеет налаженную педагогическую систему, во-вторых, позволяет относительно быстро и легко освоить те принципы организации гармонического пространства, которые используются в других типах гармонии.

Теперь к проблеме параллельных квинт.

Во-первых, популярность заблуждения о полном запрете параллельных квинт вызвана чрезмерной распространённостью бригадного учебника. В этом учебнике излагается методика преподавания, выработанная композиторами Могучей кучки и оформленная Римский-Корсаковым. Как известно, Римский-Корсаков был большой любитель правил и даже попортил своими исправлениями музыку Мусоргского. ( Подробнее об этом можно почитать в статьях Холопова и Холоповой о музыке Мусоргского в сборнике Мусоргский и музыка XX века)

Однако существуют и другие школы гармонии. Например, московская школа (учебник Мясоедова) основана на других принципах и правилах.

А если Вы посмотрите учебник Тюлина (его я рекомендую для занятий, как наиболее приемлемый), то увидите, что там нет каких-либо строгих запретов и практически с первых уроков описаны случаи использования параллельных квинт.

Теперь о параллельности.

Существует три типа движения голосов:

Прямое движение — движение голосов в одну сторону. Движение с сохранением интервала называется параллельным.

Противоположное — движение в разные стороны.

Косвенное — один голос движется, другой на месте.

В начале развития многоголосия кварты, квинты и октавы в параллельном движении являлись нормой. Терции и сексты наоборот избегались. Первый тип гармонического напряжения был при разрешении терций в квинты и секст в октавы.

Никаких диссонансов не существовало.

Затем при становлении тональной системы параллельное движение совершенными консонансами попало под запрет.

И вновь возродилось в современной гармонии.

Как видите, любые запреты относительны.

Главный признак это соответствие интервала определённому звучанию, стилю.

Например, в тональной гармонии при движении параллельными квинтами теряется самостоятельность голосов. Вместо четырехголосной основы она становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами воспринимается на слух как движение одного уплотненного голоса. Такое звучание противоречит стилю.

Кроме того, тональная гармония построена в основном на кварто-квинтовом движении аккордов, а параллельные квинты возможны при секундовом соединении.

Для получения хорошего звучания гармонии необходимо, чтобы минимум один голос оставался на месте (это называется гармоническим соединение). Но при секундовом соединении это невозможно (например, в до мажоре у аккорда FAC и GBD нет общих тонов). Поэтому если к этому еще добавляются параллельные квинты, то полностью утрачивается ТОНАЛЬНАЯ связь аккордов, что приводит к возникновению конфликта звучания.

Важным также является опора на трезвучия в классической гармонии. Как только преобладающими стали септ- и нонаккорды правила голосоведения эволюционировали.

Звучание одной и той  же последовательности может кардинально меняться в зависимости от стилистики изложения.

Например, в  джазе звучание (фонизм) последовательности опирается на параллельное движение голосов, а при использовании классического голосоведения та же последовательность будет звучать как Моцарт.

Итоги:

  1. Запрет на движение параллельными совершенными интервалами (квинты, октавы) существует только в классической гармонии. Эта гармония опирается на принципы тональности.
  2. Использование правил помогает быстрее освоить принципы взаимодействия аккордов.
  3. Любые правила условны и никогда не относятся к творчеству.
  4. Используйте для обучения современные учебники :)

 

Добавить комментарий