Освоение ладов через арпеджио

Один из базовых и эффективных методов освоения ладов — проигрывание арпеджио септаккордов или трезвучий лада. Такой подход позволяет более глубоко понять природу лада, найти характерные интонации лада в рамках арпеджио. Также это отличный способ избавиться от болезни линейности, которая свойственна новичкам.

В этой статье мы рассмотрим возможные варианты работы с арпеджио в рамках любого лада, которые помогут вам быстрее освоиться с новыми ладами и лучше понять уже известные лады.

Итак, первое что мы можем сделать это просто сыграть арпеджио всех аккордов лада линейно. Возьмем для примера лидийский лад от ноты C. Получим такую схему:

Здесь мы видим следующие аккорды:

Сmaj7 D7 Em7 F#dim Gmaj7 Am Bm7

4 аккорд являются характерными: D7 F#dim Gmaj7 Bm7

Акцентируя внимание на этих аккордах можно создать звучание лидийского лада.

Однако, проигрывание арпеджио в таком виде звучит скорее как упражнение, а не настоящая музыка. Поэтому следующим этапом будет использование обращений аккордов в мелодическом движении. Сыграйте те же аккорды от 3, 5 и 7 ступеней.

От 3 ступени:

От 5 ступени:

От 7 ступени:

Особый интерес представляет вариант арпеджио от 5 ступени, так как он меньше всего похож по звучанию на арпеджио.

Естественно тоже самое нужно сыграть в нисходящем направлении. После этого объединяем арпеджио таким образом, чтобы получить выразительные мелодические линии. Для этого отдаем преимущество секундовому движению:

Также внутри септаккордов скрыты интересные варианты для интервального движения. Попробуйте сыграть гамму таким образом:

Линия выглядит достаточно изогнутой, но вы продолжаете всего лишь играть звуки аккордов! Такой подход позволяет «вскрыть» потенциал любого лада!

После движения по гамме, попробуйте сыграть арпеджио в движении по квинтовому кругу, сохраняя структуру выбранного лада. Здесь движение идет по аккордам

Cmaj7 F#dim Bm7 Em7 Am7 D7 Gmaj7 C

Следующий шаг это обыгрывание с помощью арпеджио характерных оборотов внутри лада. Например, для лидийского это могут быть такие обороты:

Сmaj- Bm7, Cmaj- D7, Cmaj- F#dim/C и т.д

Небольшой чек-лист для проверки навыков по арпеджио в ладах:

  1. Арпеджио от примы аккорда
  2. Арпеджио от терции аккорда
  3. Арпеджио от квинты
  4. Арпеджио от септимы
  5. Все аккорды лада подряд
  6. Произвольное движение по звукам аккорда
  7. Обыгрывания гармонии с помощью арпеджио
  8. Интервальное движение по звукам аккордов

Рекомендую вам применить данный подход к каждому изучаемому ладу. Также отличной практикой будет взять готовую композицию с большим количеством аккордов и играть гармонию с помощью разных вариантов арпеджио.

Также можно использовать урезанные варианты арпеджио без 5 ступени, например в триольной ритмике:

Полный курс по освоению ладов в современной музыке http://study-music.ru/chord-scale/index.html

»crosslinked«

Добавить комментарий