Пентаккорды и трехзвучия

Количество аккордов безгранично и очень легко заблудиться в их разнообразии. Однако для некоторых такой проблемы не существует, потому что они используют только терцовый принцип построения аккордов. Такого рода ограничения приводят к получению банального, предсказуемого и несовременного звучания. Чтобы не попасть в такую ловушку необходимо изучать современную гармонию.

В этой статье я  хочу познакомить Вас с двумя нестандартными подходами современной гармонии для построения аккордов, которые помогут Вам расширить Ваши познания и аккордовый лексикон.

1.Аккорды пентатоники

Вы пробовали использовать пентатонику как строительный материал гармонии?

Поскольку пентатоника относиться к модальным ладам, то используя принцип построения созвучий для пентатоники можно получить так называемые пентаккорды – аккорды без определённого названия образованные путем вертикализации пентатоники.

Как Вы помните, существует пять обращений пентатоники:

 

Основные виды пентатоники – мажорная и минорная.

На базе мажорной пентатоники строятся простые(общеизвестные) аккорды –мажорное трезвучие с секстой:

Трезвучие с ноной(add9):

Трезвучие с секстой и ноной (нонсекстаккорд в эстрадной терминологии):

 

На базе минорной  пентатоники строится:

Минорный септаккорд

Минорный септаккорд с 11:

Это построение стандартных аккордов.

Однако нас интересуют аккорды другого типа – основанные на отличных от терции интервалах.

Несколько примеров аккордов на основе мажорной пентатоники:

Таких аккордов может быть очень много, они, как правило, не имеют номенклатурных обозначений и относятся к категории уникальных.

Минорные пентаккорды:

Построение пентаккордов открывает большие возможности для гармонизации не только пентатоники, но и тональных мелодий. Поскольку пентаккорды имеют умеренно диссонантное звучание, они могут использоваться в качестве замен почти любых  аккордов.

2.Многофункциональность трехзвучий.

Этот принцип основан на теории надстроек: к каждому аккорду может быть добавлено произвольное количество ступеней без изменения его функционального звучания.

Используя этот принцип можно трактовать заранее отобранное трехзвучие как надстройку к какому либо аккорду. Данный принцип позволяет использовать небольшое число трехзвучий для обозначения любого типа аккорда.

Наиболее распространёнными трехзвучиями надстройками являются всевозможные кватро-терцовые сочетания, осколки 6/9 аккордов, уменьшенные трезвучия

Рассмотрим несколько примеров. Начнем с квартаккорда от ноты A:

И проанализируем, какой аккорд может обозначать это трехзвучие.

  • C – для аккорда с тоникой  С эта надстройка представляет ступени 6,9,5 –отсюда следует, что трехзвучие обозначает аккорды мажорной ,минорной и доминантовой группы(без альтераций)
  • Db — перепишем аккорд с энгармоническими заменами. Здесь мы видим следующие ступени:11#,9b,5#,5b.Таким образом, данное трехзвучие от Db может обозначать только один аккорд Db7b5b9#11

 

  • Для C# минора ступени следующие 9b,6,5b – обозначает полуменьшенный септаккорд с альтерацией
  • D – 5, 1, 4. Две устойчивые ступени. Может использоваться для аккордов мажора, минора и доминанты
  • Eb # ступени 4,7,3.Аккорд может обозначать мажорную функцию(maj 7 sus 4)

 

  • E ступени 4, 7b, 9# — идеально для обозначения альтерированной доминанты (11#9),в миноре(4,7,3) тонический аккорд
  • F – ступени 3,6,2.Сооствествует сферам мажора,  доминанты
  • F# ступени 9b,#5,b9 – аккорд альтерированной доминанты. Для минора(3,6,9b) альтерированный аккорд
  • G мажор – ступени 2,5,1 – 4 функции мажор(add2),минор(add2),септаккорд(9),полууменьшенный(m9b5)
  • Ab – ступени b9,b5,7 мажорную альтерированную (maj7b9b5)
  • A мажор – ступени 1,4,7и – мажор(add4), минор(7add4), доминанта, полуменьшенный с 11
  • Bb – ступени 7,3,6 мажорную функцию(maj7/6)
  • B мажор ступени 7b, 9#,5#- доминанта(7№5№9). Минор ступени 7,3,4

Как видите одно трехзвучие может обозначать до 50 разных аккордов. Это особенно ценно для импровизации в области гармонии. И хотя некоторые из образующихся созвучий встречаются редко это не повод отказываться от их применения.

Не все аккорды могут быть интерпретированы во всех 12 тональностях. Как правило, количество уменьшается при увеличении количества нот. Возьмем, например пятизвучный аккорд:

В данной записи это E maj7#5 с дублированной терцией. Рассмотрим интерпретаций этого аккорда:

  • От C получается полиаккорд  Ab /C+5
  • От C# — mmaj9
  • От D  нет
  • От Eb нет
  • От E maj7#5
  • От F нет
  • От F#/Gb нет
  • От G нет
  • От Ab – Ab/E
  • От A нет
  • От Bb нет
  • От B нет

Как видите у пятизвучных аккордов гораздо меньше вариантов для интерпретации и хотя теоретически можно найти варианты для всех тональности побольшей части будут образовываться невразумительные аккорды, которые не возможно(да и не нужно) применять в импровизации и гармонии.

Существует много таких неоднозначных аккордов, которые моно с успехом использовать в самых различных ситуациях. Накапливать материал можно с интерпретации обычных трезвучий, а затем использовать их в последовательностях.

Например, вот как можно использовать квартаккорд для последовательности II-V-I:

Один аккорд используется на протяжении всей последовательности.

Данный принцип с успехом можно применять в многих музыкальных ситуациях.

И кстати не забывайте, что пентаккорды являют отличным материалом для таких гармонических пермутаций.

4 thoughts on “Пентаккорды и трехзвучия

Добавить комментарий