Полиметрия

В прошлой статье я писал о явлении полиритмии.В дальнейшем своем стремлении к самостоятельности полиритмия стремится к полиметрии.

Полиметрия — сочетание разных размеров.Сильные доли этих размеров, как правило, не совпадают.Таким образом,если в полиритмии организующим началом является размер,то в полиметрии в основном темп,поскольку на разность размеров может также накладываться разность пульсации( т.е. образуется полиритмия внутри полиметра).

Пример полиметрии 5:4

В некоторых случаях сильные доли будут совпадать через определенные промежутки времени.Так при наложение 3/4 на 4/4 через 4 3/4х такта сильные доли совпадут.Данное явление показывает взаимосвязь и обратимость полиметрии в полиритмию.

Однако необходимость записывать партии разных размерах не всегда присутствует.Все зависит от типа полиметрии.

Можно выделить два типа полиметрии — полифоническую и скрытую.

Полифоническая полиметрия предполагает наличие, как минимум, двух самостоятельных голосов,каждый из которых  имеет явно выраженные признаки соответствующего размера.

Скрытая полиметрия предполагает более сложный подход к организации метра,основанный на создании полиметрического контрапункта по отношению к заранее заданой и предполагаемой пульсации.

Принцип скрытой полиметрии очень часто применяется барабанщиками,когда хэт играет одну пульсацию,а бочка  с малым барабаном постоянно смещены и звучат в другом размере.Пример:

Здесь на  заранее заданый размер 12/8 накладывается рисунок 6/4 размера.Для слуха звучит это так

 

 


Как видите скрытая полиметрия не передполагает запись двух разных размеров,поскольку второй размер фактически отсутствует.

Использование.

Полиметрия является сложным приемом.Как в плане композиции,так и в плане исполнительства.

Композиционно полиметрия предоставляет огромные возможности.Однако нужно помнить,что ритмическая организация внутри каждого размера должна быть достаточно » прозрачной» для идентификации этого размера.

Как правило, слух четко улавливает полиметрические сочетания, в таких ситуациях,когда сталкиваются заранее известные и предопределённые ритмические структуры.Поэтому наиболее часто в полиметрии сочетают известные танцевальные ритмы( например вальс и танго).

Полиметрия является идеальньным приемом для выражения конфликта и создания напряженной атмосферы.King Crimson используют наслоения различных полиметров в сочетании с остинатностью для создания определенной трансовой атмосферы.

В плане исполнительства и освоения полиметрия не сложнее полиритмии,однако нужно помнить,что сильные доли здесь важнее,чем в обычном метр.Поэтому в первую очередь необходимо сосредоточиться на правильном акцентировании сильных долей,а уже затем переходить к соединению размеров.

»crosslinked«

Добавить комментарий