• Корзина пуста.

Пентатоника в составе натуральных ладов

Один из лучших гитаристов современности Р. Фрипп утверждает, что для освоения одной гаммы необходимо 5-6 лет занятий. Многие же думают что, чем больше гамм они знают, тем лучше.

Для описания этого явления есть хорошее выражение “нахвататься вершков”. Вместо того  чтобы расширять свои знания и углублять понимание уже известного, многие перескакивают с одного на другое, не осваивая в итоге ничего.

Каково ваше знание пентатоники и ее выразительных возможностей?

Проникали Вы вглубь этого лада, с целью найти новые и неожиданные грани это простой, но фундаментальной формулы?

Пентатоника является наиболее легким и популярным для освоения ладом, который встречается во всех стилях музыки. На то есть множество причин, но главная, скорее всего в нейтральном звучании и “пентатонического” звучания. Как известно, Майлз Дэвис интенсивно использовал пентатонику в своих импровизациях даже там, где обычно это кажется не приемлемым.

Однако у пентатоники наряду с преимуществами есть один большой недостаток – ее звучание быстро приедается и очень сложно придумать что-либо не обычное в рамках одного лада.

Стандартными способами разнообразить звучание пентатоники является добавление блюзовой ступени 5b, а также использование тоникальных пентатоник для каждого нового аккорда (в отличие от блюзовой традиции использовать одну пентатонику на все аккорды последовательности). О том, как извлечь максимум пользу, используя обращения пентатоники, я уже говорил здесь.

Однако кроме обращения пентатоники существует еще один замечательный способ, помогающий расширить выразительные возможности пентатоники и создавать самые необычные звучания, используя всего лишь пять нот –  вычленение пентатоники из натуральных ладов.

Для начала возьмем три наиболее распространённых лада:

Дорийский – используется при обыгрывании минорных аккордов (m7)

2. Лидийский – используется для обыгрывания мажорных аккордов (maj7)

3. Миксолидийский – используется для обыгрывания септаккордов (7)

Сначала запомните связь аккорда с ладом. Теперь попробуем найти пентатоники внутри каждого из этих ладов. Напоминаю,что пентатоника это ангемитонный звукоряд т.е. лад в котором отсутствуют малые секунды.

Поскольку существует всего пять возможных видов расположения звуков в пентатонике, то наша цель найти варианты этих обращений в выбранном ладу.

Используем простой принцип от каждой ноты пробуем все возможные варианты, если от ноты нельзя построить большую секунду, то вариант будет только один – начать с малой терции.
Начнем с дорийского лада:

Получим такие варианты

Если обобщить полученные результаты то получится, что каждой ступени пентатоники соответствует своя пентатоника (по аналогии с гармонизацией гаммы аккордами)

1 ступень минорная пентатоника

2 ступень минорная

3 ступень мажорная

4 ступень мажорная

5 ступень минорная

6 ступень минорная с пониженной 5 (без 5)

7 ступень мажорная

Таким образом мы получаем 7 пентатоник для обыгрывания одного аккорда.

Можно использовать любую, что открывает новые возможности при обыгрывании аккордов

Используем этот принцип для лидийского лада:

Получаем следующие пентатоники:
1 – мажорная
2 – мажорная
3 – минорная
4 – минорная 5b
5 – мажорная
6 – минорная
7 – минорная

Любая из этих пентатоник будет соответствовать аккорду Сmaj (включая любые надстройки)

Этот принцип очень хорош для импровизации, поскольку позволяет создавать пентатоническое модальное звучание не задумываясь. Например, Вы можете запомнить, что при обыгрывании мажора можно использовать пентатонику расположенную на полтона ниже основного тона. Теперь Вам остается только играть B минорную пентатонику на C мажор.

Миксолидийский

Схема:

1 Мажорная

2 минорная

3 минорная 5b

4 мажорная

5 минорная

6 минорная

7 мажорная

Как видите пентатоника представляет огромное количество возможностей.

Также не забывайте, что вычленять из ладов можно и альтерированные пентатоники, а также любые другие пяти ступенные звукоряды не являющиеся пентатоникой по определению (как например, обозначенная выше пентатоника с 5b) Проделайте тоже самое для всех остальных натуральных ладов (фригийский, локрийский, ионийский, эолийский).

Поскольку в каждом ладу мы будем получать по 7 пентатоник, то в итоге у Вас получиться 49 вариантов (7*7).

Конечно многие пентатоники будут повторяться, поскольку их количество ограничено, однако соответствовать они будут разным аккордам.

5 комментарий (-ев) к статье "Пентатоника в составе натуральных ладов"

  1. чет я запутался, каждой из семи вариантов пентатоник можно обыграть абсолютно любой аккорд, любой функции? или пентатониками дорийского(лидийского, миксол-го) лада только любой m7 (maj7, 7)?

    • Вообще можно обыгрывать разные аккорды,но мне кажется,что это сложный подход.Здесь же я хотел показать подход аналогичный гармонизации гаммы аккордами,только в качесте аккорда используется пентатоника.
      Идея в том,чтобы использовать пентатонику для создания именно дорийского,лидийского и т.д. звучания
      Обратите внимание,что дорийский и лидийский это параллельный лады следовательно и пентатоники одни и те же.
      Еще я упустил из вида параллельность миксолидийского и фригийского.У них также будут идентичные пентатоники( ну естественно,что на разных ступенях).

  2. понял, спасибо!

  3. Я не понял. В начале было написано, что в пентатонике нет малых секунд, т.е полутона, тогда почему в миксолидийском ладу в третей пентатонике, когда мы строим от ноты E, вдруг появляется интервал равный полутону от ноты A до Bb(A#)? Получается что ль в пентатонике могут присутствовать малые секунды? Или я че-то не догоняю!?

  4. “Также не забывайте,что вычленять из ладов можно и альтерированные пентатоники, а также любые другие пятиступенные звукоряды не являющиеся пентатоникой по определению(как например. обозначенная выше пентатоника с 5b)”

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture