• Корзина пуста.

Приципы композиции часть 3

Продолжая тему композиции, которую я начал в предыдущих 2х статях сегодня хочу поговорить о наиболее распространенных законах и принципах композиции.

Это такой своеобразный обзор техник и приемов, которые я смогу вспомнить. Если что-то забуду можете подсказать в комментариях и я включу прием или принцип в статью.

Итак, первое правило которое очень популярно в классической музыке — повторить можно 3 раза, но не 4.

То есть 4 проведение материала должно отличаться от первых 3. Это обеспечивает сохранение равновесия между разнообразием и повторением. Кроме того, этот закон позволяет очень легко сохранять принцип нелинейности композиции. Поскольку большинство людей склонны воспринимать музыку квадратно, то 4 раз инерционно будет ожидаться повторение — введение же нового материала создает структуру 3+1 ( в простейшем случае).

Если представить мелодию в виде двух тактовых мотивов и обозначит повторение буквой a, а новый материал буквой b, то получим 4 схемы:

a+a+a+b

a+a+b+a

a+b+a+a

b+a+a+a

Рассмотрим в качестве примера песню Кристины Агилеры So Emotional

Здесь использована первая схема a+a+a +b, где b не только отличается по мелодике, но и по форме так как в отличии от A равно одному такту.

Однако принцип 3+1 встречается чем 2х кратные повторения поскольку при достаточной протяженности мотива трехкратное повторение не требуется. Поэтому данный принцип показывает максимально возможное повторение материала без изменений.

Данный принцип имеет не теоретическую, а скорее психологическую основу. Попробуйте повторить музыкальную фразу 4 раза. На 4 раз вы уже будете воспринимать ее механически, без переживания, она перейдет в разряд фонового материала (это также интересный прием о котором я позже напишу).

Еще один принцип, который я уже упоминал, и который связан с предыдущим — баланс между повторениями и изменениями.

Это золотой принцип, который очень сильно влияет на качество музыки.

Повторения, как известно, важнейший прием развития музыкальной ткани. Он обеспечивает усвоение музыки слушателем и позволяет более убедительно работать с музыкальным образом композитора.

Однако здесь есть очень много тонкостей, которые не заметны с первого раза.

Обычно говорят о нескольких вариантах построений:

  • Буквальное
  • Вариативное
  • Секвенционное

Здесь и начинается самое интересное. С точки зрения восприятия вариативность или вариационность должна предполагать узнаваемость музыкального материала слушателем. Но с точки зрения композиционной работы принцип только один сохранение какого-либо принципа и любые видоизменения. Можно менять размер, ритм и не менять гармонию. Можно оставить мелодию изменить гармонию. Можно ее развернуть наоборот или инвертировать и т.д Все это варианты повторения, которые на слух могут не определяться.

Плюс все это можно сочетать с секвенциями и введением контрастного материала, который и обеспечивает баланс о котором я писал.

Итак, а как же сохранить этот баланс?

Здесь как мне кажется все зависит от слушателя, как это не странно.

Для некоторых стилей повторения в течении 2-3 минут одного материала являются нормой. Для других повторение любого 4х или 8 такта уже скука смертная ( в качестве примера послушайте Кубикмагги).

Так что знайте своего слушателя и никогда не ориентируйтесь на свое восприятие так как после 10-20 прослушиваний вы уже объективно не можете судит о том, что делаете.

На этом заканчиваю в следующей статье продолжим разбор приемов композиции. Не забудьте написать в комментариях о известных вам приемах!

23.03.2020

2 комментарий (-ев) к статье "Приципы композиции часть 3"

  1. Доброй ночи,Денис!Приёмов действительно много.Например “знакомость”.Раньше я переживал,когда мне говорили”это похоже на то то”.Оказалась вещь то нужная.Все приёмы перечислять не буду,которые использую.Это вам известно,как композитору.Удачи в написании статей!

  2. Пользуюсь такими приемами.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture