Принципы по освоению контрапункта/полифонии

Как Вы уже знаете, изучение контрапункта не простое дело, в отличие например, от теории музыки, так как требует большой дисциплины и таланта.

Однако, как я уже упоминал в предыдущих статьях, полифония и контрапункт в том или ином виде практически всегда присутствуют в современной музыке.

В этой статье рассмотрим принципы по освоению контрапункта, которые помогут Вам ускорить с обучение и без которых в принципе сложно представить этот процесс.

1. Пение

Один из эффективнейших принципов освоения полифонии это пропевание одной из линий. Вторую линию может петь другой музыкант, либо Вы можете ее играть на инструменте.

Очень полезно начать с 1ого вида контрапункта, и попробовать сочинять второй голос именно напевая его.

Поскольку ритмика и интервалы в данном виде контрапункта очень простые, то это отличная отправная точка.

Затем по мере усложнения полифонии Вы можете добавлять 3, а возможно и 4 голос. Только одна такая практика способна значительно улучшить Ваши навыки во владении контрапунктом, так как она формирует полифонический слух, а также навыки предслышыния.

Никакой другой подход не способен Вам дать развития этого навыка. Поэтому при освоении контрапункта пойте всегда, если есть возможность.

Так как, мелодия строго письма ограничена по диапазону именно вокалом, то проблем не возникнет. Кроме того, пение всегда покажет вам неудобные мелодические ходы, которые чаще всего будут не соответствовать принципам строго письма.

2. Упражнения

Практика в базовых видах контрапункта дает возможность понять базовые принципы взаимодействия мелодий между собой.

Так как в базовых видах соединения голосов мы имеем ограниченное количество вариантов соединения, то логично, что чем больше вариантов Вы проработаете, тем быстрее научитесь предсказывать дальнейшее движение голосов, как по горизонтали так и по вертикали.

Напомню, что для педагогических целей используют следующие виды контрапункта

1. Нота против ноты
2. Две ноты против одной
3. 4 ноты против одной
4. Синкопирование
5. Совмещение приемов

3.Форма

Также важно отметить работу с формой. Старайтесь придать упражнениям законченный вид. Тогда вы сможете увидеть, как полифония работает в художественном контексте. Такой подход способствует развитию горизонтального мышления.

Один из хороших вариантов — заранее продумать форму (например, 16 тактов) и придумать название для вашей небольшой пьесы. Попробуйте сделать первые 8 тактов в одном виде контрапункта, а вторую половину в другом. Или создайте напряжение по типу диатоника-хроматика-диатоника. Это позволит Вам подходить к упражнениям более творчески, что несомненно более полезно, чем сухие упражнения.

4. Заимствования

Классический способ — возьмите полифоническую пьесу. Оставьте одну линию и допишите к ней свой вариант, а лучше несколько.

Этот подход основан на известном принципе экономии-ограничении средств.

Также хорошая практика это написание пьес типа пассакалья, которые основаны на остинатном басе.

5. Библиотека идей

Анализируйте современную музыку на предмет использования полифонии и отмечайте наиболее интересные варианты. Затем Вы можете проанализировать их и отметить какие приемы и варианты взаимодействия голосов использованы.

Полезно завести отдельную папку Полифония — куда Вы будет складывать образцы гетерофонии, контрастной и имитационной полифонии.

Это будет подпитывать Вас новыми идеями и улучшать полифоническое мышление и слух.

»crosslinked«

3 thoughts on “Принципы по освоению контрапункта/полифонии

  1. Привет,Денис. А как понять ,что контрапункт действительно написан удачно ? Что он не создаёт кашу в композиции ? Ведь после многократных прослушиваний появляется привыкание — становится непонятно , что есть результат вашей хорошей работы , а что прячется под пеленой ваших замыленных ушей …

  2. #1 Ghostrider Кстати хороший вопрос! Пытаюсь решить эту сложность путем остановки процесса на день-два, потом как бы заново послушать. Или прошу друга-музыканта, восприятие другое уже,соответственно высказывает свое мнение.

Добавить комментарий