• Корзина пуста.

Развитие чувства ритма

В среде как профессиональных музыкантов, так и в среде любителей нередко можно услышать рассуждения о необходимости абсолютного слуха. Однако очень мало говорят о другом не менее важном навыке музыканта – чувстве ритма. Я считаю, что развитие чувства ритма должно стоять в первой тройке самых развиваемых навыков любого музыканта.

Роль ритма в современной музыке очень сложно преувеличить. Если раньше музыка больше опиралась на интонацию и допускала очень сильные отклонения о ритма,то большинство современных направлений не терпят такого вольного обращения, как например еще 50 лет назад. Однако с другой стороны повальное стремление бездумно играть все идеально ритмично приводит в полному выхолащиванию музыки. И здесь как обычно нужно искать золотую середину.

Что я подразумеваю под чувством ритма?

Во-первых – это способность воспроизводить метрически точно записанный на ноты или прослушанный ритм.

Во-вторых – это чувство темпа, которое дает возможность играть музыку с использованием таких приемов, как accelerando и ritenuto – без проблем возвращаясь к начальному темпу.

Третье и, самое главное, – это умение оперировать “ритмическими стилями”. То есть уметь в каждом конкретном стиле правильно интерпретировать ритмическую сетку.

Конечно, здесь можно выделить еще много разных навыков  – но обозначенные, как мне кажется, являются наиболее значимыми.

Итак, чувство ритма – важнейший навык, который необходимо развивать любому музыканту.

Но какую ситуацию мы видим в действительности? Кто-то кроме барабанщиков говорит о чувстве ритма? Все что можно услышать по этому поводу – занимайтесь с метрономом. И пара-тройка советов (это в лучшем случае) о том, как же с ним нужно заниматься. Большинство же думает, что достаточно включить метроном и просто в него попадать и чувство ритма будет развиваться само по себе.

Конечно же, это не так и как следствие мы имеем дело с огромным количеством музыкантов, которые пытаются играть музыку в стилях джаз, рок, металл, фанк – но  итого получается в лучшем случае русский рок:)

В чем проблема? Одну из причин я вижу в отсутствии внятной системы обучения ритму. В музыкальной школе не преподают такой предмет – как чувство ритма или ритмы и их правильная интерпретация в разном стиле. Но ведь каждому понятно, что размер 4/4 в джазе и размер 4/4 в роке – это разные ритмические сетки, которые только для удобства обозначены с помощью всем привычных цифр. (Здесь можно сказать, что и внутри академических направлений существуют такие расхождения, но они, как правило, не так ярко выражены).

Итак, для начала нужно принят факт необходимости развития чувства ритма – независимо от того в каком стиле Вы играете.

Затем проанализировать следующий важный момент.

Если сравнивать чувство ритма с музыкальным слухом, то самое главное отличие, которое можно обнаружить между ними – это  отсутствие внешней системы отсчета для чувства ритма. При звучании ноты мы всегда можем обратиться к физике колебаний и т.д. Для любого человека одна и та же нота звучит всегда одинаково.

Ритм – это относительная категория. Как известно любому музыканту – длительности это знаки, обозначающие всего лишь соотношение одной длительности, относительно другой. Таким образом, становится понятна причина проблем, возникающих при развитии чувства ритма. Для каждого музыканта ритм – это уникальная система координат, которую он выстраивает вокруг им созданных ориентиров.

Метроном – это всего  лишь возможность внести третью систему координат между двумя играющими музыкантами.

Если взять рок-группу – то при восприятии ее на слух мы имеем дело как минимум с 4 точками отсчета. Барабанщик, – который опираясь на метроном, создает более менее выверенный мате матичный ритм, басист имеющий в качестве опоры барабаны, которые он использует как отправную точку для запуска своей системы ритмических координат и гитарист, который опирается на предыдущие две + его субъективная третья. Так возникает парадокс, который можно наблюдать, если сравнить транскрипции одной песни, записанные разными людьми. Запись может отличаться не только разными длительностями, но даже разным положением сильной и слабой долей (я с таким сталкивался не раз). При том если спросить у гитариста он скажет одно, а барабанщик другое.

Для развития любого музыкального навыка нам обязательно необходимы инструменты, с помощью которых мы будем развивать этот навык. Это могут быть как материальные (такие как метроном), так и нематериальные (специальные приемы).Затем в рамках каждого инструмента мы создаем упражнения с помощью которых развиваем необходимый навык (в нашем случае чувство ритма).

Итак, во второй части статьи я назову инструменты для развития чувства ритма и расскажу об упражнениях, которые помогут  Вам в развитии этого нужного навыка.

А пока в комментариях к статье напишите известные Вам инструменты развития чувства ритма.

26.03.2020

17 комментарий (-ев) к статье "Развитие чувства ритма"

  1. Навскидку (и не навскидку, наверное, тоже) назову только один – танец. Желательно с партнером с развитым чувством ритма 🙂

  2. Да! Это отличный способ!

  3. Многие преподаватели барабанщики советуют, при игре вслух петь ритм, т.е. не в ноты петь, а именно ритм. тоже, наверное, развивает чувство ритма и применимо, в принципе, не только на барабанах.

  4. Multistriped – да это тоже один из инструментов.При чем очень действующих

  5. если практиковаться с барабанным лупом в каком-нибудь секвенсоре, можно на несколько тактов барабаны выключать, чтобы посмотреть, насколько ровно ты войдешь в тот момент, когда они снова зазвучат.

  6. заниматься надо с метрономом и все тут

  7. Привет, Денис! Спасибо, что поднимаете эту тему. Я занимаюсь вокалом с детьми и занимаюсь и этой проблемой, т.е. развиваю чувство ритма. мне интересен Ваш взгляд на эту сторону музыкального творчества… Спасибо

  8. Ставить метроном на очень медленный темп и играть ритм вдвое быстрее метронома

  9. Да про коннакол я отдельно расскажу – это отличная школа,только конечно на базовом уровне – там многих фигур нет и сам принцип больше приближен к Западной музыке – Индусы это немного по другому рассказывают.Ну и учитывая,что не все пока английский знают:)

  10. я еще “Берак О. – Школа ритма.” находил, она на рутрекере тоже есть.. рассказал бы кто как по ней учится 😉

  11. Ну там просто вроде набор упражнений.Посмотрю сегодня

  12. Денис, может быть, я не разобрался точно, куда нужно помещать этот пост. Но, думаю, если сюда – будет достаточно близко по смыслу. Я посмотрел Ваш видкеоурок №2 по теме “Основы полиритмии”. Мне как танцору поднятые вопросы показались крайне важными. На отрезке с 2 мин 30 сек до 2 мин 36 сек – был бы совершенно роскошный тренажер (для людей с моим уровнем развития слуха), если его слегка подкрутить! А именно:
    а) Удлинить саму визуально-слуховую демонстрацию с 5 секунд хотя бы до минуты.
    б) Сделать звучание раных ритмов более контрастным и легче различммым по звуку (например, звонко – глухо и т.п.)
    г) Можно, но это не обязательно, сначала замедлить демонстрация, а потом нарищивать ее скорость.
    Я не говорю уже о еще более сложном фрагменте с 3 мин 08 сек до 3 мин 19 сек, который тоже хотелось бы свести к более легким ступеням.
    Что про это думаете? Реализуемо ли? С уважением, Юрий

  13. Юрий – спасибо за пожелания.Я попробую это реализовать – проблема только в том,что у меня bounce metronome trial период закончился:) надо будет купить тогда программу и после этого реализую Ваши пожелания

  14. ОК! Сбацаем суперсамоучитель для чайников!!!

  15. Ребят. Говоря про ритм. В общем то раньше особо с ним не заморачивался, так как меня хватало всего на пару фраз какой нить рок песни- мелодии. Однако после нескольких занятий в училище понял что с ритмом катастрофа. Пульс или счет песен вроде бы отсчитываю – но это не так и важно(под счет обычно можно определить где у фразы начало и конец)
    А вот с мелкими длительностями беда беда. Основной профиль басуха. Паралелльно пианинко и иногда контра.
    В общем беру метроном – в темпе до 70 ударов в минуту я еще могу четко считать 16 длительности… А вот если пойдут в этом темпе длительности с точками то тут может встать ступор. Выше 70 ударов получается контролировать только 8мые ноты, но если на конец фразы выпадают ноты с точками – то это тоже жо…
    В общем то проблема в том, что когда считаю one-i-e-a two-i-e-a…и так далее в ритме до 70 ударов еще могу контроллировать движжение пальцев правой руки, а вот в темпах выше уже получается две доли только на фразу One…. от этого мозг в ступоре. По идее на единицу должна быть нота и до следующего щелчка метронома еще три… но мозг это отказывается воспринимать. В придачу ко всему если идет на такт ровный ряд из 8 мых или 16 нот – то из за отсутствия сознательного контроля кажется(на самом деле так и есть), что добавляю или упускаю пару лишних нот в такт…
    В общем что с этим делать без понятия.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture