Развитие чувства ритма(часть 2)

Продолжаем тему развития чувства ритма. Первую часть можно прочитать здесь

Для понимания факторов способствующих развитию чувства ритма необходимо в первую очередь обратиться к психологическим предпосылкам этого явления.

Большинство музыкантов и педагогов очень часто путают понятия чувство ритма и чувство музыкального ритма.

Хотя кажется, что они очень близки на самом деле это не так.

Приведу простой пример.

Профессиональных музыкантов попросили поучаствовать в следующем опыте - необходимо было математически выверенный промежуток времени (5 сек) - с помощью стука разделить на 2,3,4 части.

Ни один из музыкантов не смог справиться с этим заданием. Суть эксперимента в том, что при игре на музыкальном инструменте используется не просто чувство ритма, а именно музыкальное чувство ритма, которое опирается на музыкальную интонацию в соединении с ритмом.

Другой пример: когда группу детей с музыкальными способностями просили повторить ритм, который отстукивали с помощью карандаша, только небольшой процент справился с этим заданием, когда же была поставлена задача, наиграть простукиваемый ритм, то все дети справились с легкостью. Другая же группа детей, которые не занимались музыкой, справились с первой группой заданий, а второе задание никто не выполнил.

Таким образом, эти два опыта  показывают, что развитие чувства ритма еще не гарантирует применение его в музыкальной практике. И такая дисциплина, как ритмика также должна быть поставлена под сомнение. Как правило,  ритмика развивает моторные крупные движения. Поэтому такие формы как танец, ритмичные движения - не улучшают именно музыкальное чувство ритма.

Среди педагогов бытует ошибочное мнение, что чувство ритма можно развивать в отрыве от мелодики, гармонии и т.д.

Они исходят из ложного предположения равенства чувства ритма и музыкального чувства ритма .В результате большой процент музыкантов-педагогов (около 90) утверждает, что развить чувство ритма практически невозможно.

Это мнение отражено в книге Л. А. Баренбойма, где написано: «В то время как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию»

Однако, как понятно из вышесказанного - это всего лишь  заблуждение. Поскольку чувство музыкального ритма - это способность, то с точки зрения определения самого понятия "способность" - нельзя говорить о невозможности его развития, поскольку способность это динамическое понятие, которое может или развиваться или ухудшаться, но никак не оставаться в одном состоянии.

Теперь поговорим о двух наиболее популярных инструментах развития чувства ритма.

Первый - это арифметический счет. Нужно разграничить две функции, которые он может исполнять

Первая - это использовать счет, как арифметическую схему, на основании которой выстраивается исполнение. Здесь ученик видит свою задачу  в том, чтобы извлекать звуки на определенный счет (одна нота на раз, две ноты на два и т.д.)

Такой счет можно назвать арифметическим счетом и он несомненно вреден, поскольку приучает строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического счета.

Любая способность развивается только в процессе такой деятельности, которая без этой способности не может осуществляться. Музыкант, со слабым чувством ритма, научившись играть с арифметическим счетом, попадает в ситуацию, когда он может играть без использования чувства ритма. Это очень выгодно для педагога поскольку дает быстрые результаты (ученик начинает играть верно ритмически), но к сожалению способствует ухудшению чувства ритма.

Вторая функция арифметического счета - это расшифровка нотной записи. Здесь арифметический счет используется и профессиональными музыкантами, поскольку оказывает большую помощь, особенно при считывании сложных ритмических рисунков. Но нужно понимать, что чувство ритма здесь играет только опосредованную роль и полностью включается только при исполнении.

Второй способ развития чувства ритма - это метроном.

Казалось бы метроном - это тот инструмент, которому все поют дифирамбы. На любой вопрос по развитию чувства ритма в 90% случаев ответ будет занимайся с метрономом.

Но здесь есть много подводных камней. Метронома дает нам разбиение времени на равные промежутки. В музыке же очень часто имеет место такое исполнение при котором две восьмые не равны четверти, две четверти не равны восьмым и т.д. Живой музыкальный ритм это не равномерное чередование долей, а чередование длительностей близких к двухкратному делению. По сути, тенденция современной звукозаписи все квантовать до малейших долей секунды убивает музыкальный ритм и такие приемы как ritenuto,diminuendo и т.д.

Поэтому использовать метроном нужно вдумчиво, применяя различные способы занятий (о них я расскажу в следующей части статьи).

Итак, чувство ритма и чувство музыкального ритма - две разных способности. Развитие одно из них не гарантирует успеха в другой. Музыкальное чувство ритма поддается развитию,только при комплексном подходе и опоре на все элементы музыкальной ткани.

На начальной стадии развития музыкального чувства ритма - необходимо опираться на метроном, затем же опираться на внутреннее чувство ритма.

»crosslinked«

9 thoughts on “Развитие чувства ритма(часть 2)

  1. да, можно включить джазовый минус, выучить гамму, интервалы, но джаза не получается)) если играешь ровно. а начинаешь «чудить» с ритмом — тоже не всегда получается. сложно уловить это чувство музыкального ритма

  2. А как же группы, игравшие с запрограммированной драм-машиной? Могу назвать парочку неплохих, хотя бы, например, австралийская Big Electric Cat, и, притом, их музыка не кажется мне механистичной. Может быть «виновата» ритмика бас-гитариста и прочих?

  3. Ну конечно играет роль целое звучание.Лучший пример неживой музыки — это программинг для игр времен деньди.Хотя они там тоже вроде пытались хоть как-то оживить

  4. Ага. Сейчас тоже есть восьмибитная музыка и трекерная тоже. и свои поклонники у нее есть. Но я, собственно, про ритм, а не про неживое звучание. То есть в секвенсорах (том же Сонаре) есть такая штука «Гуманайзинг». Делает в ровной последовательности нот неточности, как если бы это делал человек. Говорят, что это помогает, но на мой слух — точно не помогает :) А вот полностью, скажем, «машинный» Impro-Visor дает звучание похожее на джазовое. И автоаранжировщики типа Band-In-A-Box и Onyx Arranger тоже. Наверное, ритм — штука посложнее, чем кажется :)

  5. Ну просто Humanazer делает все тоже по математике :)
    Проблема здесь в восприятии мозгом не только ритма,но и в целом интонации.Ритм и звук в определённой точке сливаются в одно целое,что наш мозг на каком-то уровне фиксирует,как настоящую музыку или как механистичную.По повуодц 8 битной музыки — здесь слушатель заранее знает,что музыка сыграна роботом поэтому не вызывает отторжения.а band -in-box кстати не так уж и живо звучит — как более дорогая версия PSR yamaha

  6. «а band -in-box кстати не так уж и живо звучит – как более дорогая версия PSR yamaha»
    Действительно :)

  7. Очень интересный материал. Деталей еще понять не могу, но впечатление такое, что некоторые положения приведены без обоснования и, возможно, являются спорными. Денис, если я с Вашей помощью дорасту но соответствующего уровня (хотя бы в понимании темы «Ритм») то смогу либо аргументированно спорить с Вашей статьей, либо, наоборот, строить конкретные примеры и даже учебные методики, разворачивающие заложенные в ней мысли. С уважением, Юрий.

  8. Денис, было бы очень интересно узнать методики, общие рассуждения в 2х статьях мне показались близки, но инструмента развития не видно за текстом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *