Развитие чувства ритма (часть 2)

Продолжаем тему развития чувства ритма. Первую часть можно прочитать здесь

Для понимания факторов способствующих развитию чувства ритма необходимо в первую очередь обратиться к психологическим предпосылкам этого явления.

Большинство музыкантов и педагогов очень часто путают понятия чувство ритма и чувство музыкального ритма.

Хотя кажется, что они очень близки на самом деле это не так.

Приведу простой пример.

Профессиональных музыкантов попросили поучаствовать в следующем опыте — необходимо было математически выверенный промежуток времени (5 сек) — с помощью стука разделить на 2, 3, 4 части.

Ни один из музыкантов не смог справиться с этим заданием. Суть эксперимента в том, что при игре на музыкальном инструменте используется не просто чувство ритма, а именно музыкальное чувство ритма, которое опирается на музыкальную интонацию в соединении с ритмом.

Другой пример: когда группу детей с музыкальными способностями просили повторить ритм, который отстукивали с помощью карандаша, только небольшой процент справился с этим заданием, когда же была поставлена задача, наиграть простукиваемый ритм, то все дети справились с легкостью. Другая же группа детей, которые не занимались музыкой, справились с первой группой заданий, а второе задание никто не выполнил.

Таким образом, эти два опыта  показывают, что развитие чувства ритма еще не гарантирует применение его в музыкальной практике. И такая дисциплина, как ритмика также должна быть поставлена под сомнение. Как правило,  ритмика развивает моторные крупные движения. Поэтому такие формы как танец, ритмичные движения — не улучшают именно музыкальное чувство ритма.

Среди педагогов бытует ошибочное мнение, что чувство ритма можно развивать в отрыве от мелодики, гармонии и т.д.

Они исходят из ложного предположения равенства чувства ритма и музыкального чувства ритма. В результате большой процент музыкантов-педагогов (около 90) утверждает, что развить чувство ритма практически невозможно.

Это мнение отражено в книге Л. А. Баренбойма, где написано: «В то время как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию»

Однако, как понятно из вышесказанного — это  заблуждение.

Так как чувство музыкального ритма это способность, то с точки зрения определения самого понятия «способность» — нельзя говорить о невозможности его развития, поскольку способность это динамическое понятие, которое может или развиваться или ухудшаться, но никак не оставаться в одном состоянии.

Приемы развития чувства ритма

Первый — это арифметический счет. Нужно разграничить две функции, которые он может исполнять

Первая — это использовать счет, как арифметическую схему, на основании которой выстраивается исполнение. Здесь ученик видит свою задачу  в том, чтобы извлекать звуки на определенный счет (одна нота на раз, две ноты на два и т.д.)

Такой счет можно назвать арифметическим счетом и он несомненно вреден, поскольку приучает строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического счета.

Любая способность развивается только в процессе такой деятельности, которая без этой способности не может осуществляться. Музыкант, со слабым чувством ритма, научившись играть с арифметическим счетом, попадает в ситуацию, когда он может играть без использования чувства ритма. Это очень выгодно для педагога поскольку дает быстрые результаты (ученик начинает играть верно ритмически), но к сожалению способствует ухудшению чувства ритма.

Вторая функция арифметического счета -это расшифровка нотной записи.

Здесь арифметический счет используется и профессиональными музыкантами, поскольку оказывает большую помощь, особенно при считывании сложных ритмических рисунков. Но нужно понимать, что чувство ритма здесь играет только опосредованную роль и полностью включается только при исполнении.

Метроном

Второй способ развития чувства ритма — это метроном.

Казалось бы метроном — это тот инструмент, которому все поют дифирамбы. На любой вопрос по развитию чувства ритма в 90% случаев ответ будет занимайся с метрономом.

Но здесь есть много подводных камней. Метроном дает нам разбиение времени на равные промежутки. В музыке же очень часто имеет место такое исполнение, при котором две восьмые не равны четверти, две четверти не равны восьмым и т.д. Живой музыкальный ритм это не равномерное чередование долей, а чередование длительностей близких к двухкратному делению. По сути, тенденция современной звукозаписи все квантовать до малейших долей секунды убивает музыкальный ритм и такие приемы как ritenuto, diminuendo и т.д.

Поэтому использовать метроном нужно вдумчиво, применяя различные способы занятий (о них я расскажу в следующей части статьи).

Итак, чувство ритма и чувство музыкального ритма — две разных способности. Развитие одно из них не гарантирует успеха в другой. Музыкальное чувство ритма поддается развитию, только при комплексном подходе и опоре на все элементы музыкальной ткани.

На начальной стадии развития чувства музыкального ритма — необходимо опираться на метроном, затем же опираться на внутреннее чувство ритма.

»crosslinked«

10 thoughts on “Развитие чувства ритма (часть 2)

  1. да, можно включить джазовый минус, выучить гамму, интервалы, но джаза не получается)) если играешь ровно. а начинаешь «чудить» с ритмом — тоже не всегда получается. сложно уловить это чувство музыкального ритма

  2. А как же группы, игравшие с запрограммированной драм-машиной? Могу назвать парочку неплохих, хотя бы, например, австралийская Big Electric Cat, и, притом, их музыка не кажется мне механистичной. Может быть «виновата» ритмика бас-гитариста и прочих?

  3. Ну конечно играет роль целое звучание.Лучший пример неживой музыки — это программинг для игр времен деньди.Хотя они там тоже вроде пытались хоть как-то оживить

  4. Ага. Сейчас тоже есть восьмибитная музыка и трекерная тоже. и свои поклонники у нее есть. Но я, собственно, про ритм, а не про неживое звучание. То есть в секвенсорах (том же Сонаре) есть такая штука «Гуманайзинг». Делает в ровной последовательности нот неточности, как если бы это делал человек. Говорят, что это помогает, но на мой слух — точно не помогает :) А вот полностью, скажем, «машинный» Impro-Visor дает звучание похожее на джазовое. И автоаранжировщики типа Band-In-A-Box и Onyx Arranger тоже. Наверное, ритм — штука посложнее, чем кажется :)

  5. Ну просто Humanazer делает все тоже по математике:)
    Проблема здесь в восприятии мозгом не только ритма,но и в целом интонации.Ритм и звук в определённой точке сливаются в одно целое,что наш мозг на каком-то уровне фиксирует,как настоящую музыку или как механистичную.По повуодц 8 битной музыки — здесь слушатель заранее знает,что музыка сыграна роботом поэтому не вызывает отторжения.а band -in-box кстати не так уж и живо звучит — как более дорогая версия PSR yamaha

  6. Очень интересный материал. Деталей еще понять не могу, но впечатление такое, что некоторые положения приведены без обоснования и, возможно, являются спорными. Денис, если я с Вашей помощью дорасту но соответствующего уровня (хотя бы в понимании темы «Ритм») то смогу либо аргументированно спорить с Вашей статьей, либо, наоборот, строить конкретные примеры и даже учебные методики, разворачивающие заложенные в ней мысли. С уважением, Юрий.

  7. Денис, было бы очень интересно узнать методики, общие рассуждения в 2х статьях мне показались близки, но инструмента развития не видно за текстом

  8. «Но здесь есть много подводных камней. Метронома дает нам разбиение времени на равные промежутки. В музыке же очень часто имеет место такое исполнение при котором две восьмые не равны четверти, две четверти не равны восьмым и т.д. Живой музыкальный ритм это не равномерное чередование долей, а чередование длительностей близких к двухкратному делению. По сути, тенденция современной звукозаписи все квантовать до малейших долей секунды убивает музыкальный ритм и такие приемы как ritenuto,diminuendo и т.д.»
    Браво! Полностью поддерживаю! Это же не музыка получается! А метроном нужен для разбора сложных ритмических рисунков, проверки арпеджио на равномерность и т.п..
    Вот только один момент: как быть, если играешь под «минус»?:(

Добавить комментарий