Рифф и остинато(часть 3)

Итак подходит к концу обзор риффовых и остинатных фигур в популярной музыке. Предыдущие часть можно прочитать здесь( 1 часть,2часть).

Эту часть начну с обзора риффов и остинато в электронной музыке. Поскольку электронная музыка возникала, по сути, из слияния академической традиции и поп-музыки,то естественно, что практически сразу же начали появляться инструменты с уже запрограммироваными остинатными фигурами. Первые фигуры появились в синтезаторах Moog, а также в приборах известных под названием Buchla. Такого рода секвенции сохранились и до нашего времени и сложно найти синтезатор или vst, где  не было бы пары известных секвентных паттернов.

Представители Берлинской электронной школы, такие как Tangerine Dream и Klaus Schulze использовали басовые секвенции, а также простые риффовые фигуры в качестве основы для своих композиций. Очень часто такая фигура может повторять без изменения на  протяжении всего произведения.

Позже появился эффект арпеджиатор, который позволял создавать секвенции на основе выбранных параметров (например,гамма играется в пределах двух октав квартами или в пределах трех октав рандомным мажорным трезвучием).

Многие группы стиля Synth Pop использовали басовые фигуры созданые арпеджиатором.

В целом большинство танцевальных разновидностей электронной музыки построены на повторении различных остинатных фигур.

Остинато в индийской музыке 

При сопровождении некоторых традиционных индийских танцев исполнитель   использует заранее заданый  остинатный мелодический рисунок, который повторяется на протяжении всего представления(традиционным является инструмент Саранги). Такие фигуры называются Lehara или Nigma.Они создают устойчивую мелодическую основу для импровизации.

По сути, это готовые мелодические патерны которые кроме того соотносятся с ритмическими( Тала — система построения ритма в Индийской музыке) и темповыми( laya). Исполнитель использует их как основу для импровизации то отклонясь,то снова возвращась к ним.Также Lehara можно назвать «мелодическим метрономом».

В качестве примера привожу несколько Lehara в нотной записи:

Также послушайте небольшой фрагмент записи:

[audio:Keherawa.mp3]

На этом заканчивается обзор основных форм остинато.

Подведу небольшой итог:

Остинато появилось в начале зарождения музыки и проявлялось в монотоных ударах по бубнам и прочим инструментам во время шаманских ритуалов.

В временя барроко эта техника была очень популярна и использовались как басовые остинато(для создания Пассакалий и Чакон), так и различные ритмические остинато в верхнем голосе.

В течении 200 лет техника остинато была забыта и начала возрождаться одновременно в академической музыке (Дебюсси,Стравинский) и популярной музыке.

Постепенно остинато расщепляется на несколько самостоятельных видов таких как рифф и техника vamp. И в том и другом случае используется техника варьированного повтора,однако в риффах всегда заранее оговорено количество повторов,а техника vamp позволяет импровизировать до бесконечно( с этим связано распространение этого приема во фьюжн и концовках soul песен).

В современной музыке( в частности электронной) до 90% всех элементов музыкальной фактуры могут состоят из остинатных партий.

Таким образом, можно сказать,что это наиболее популярная и гибкая композиционная техника,которая позволяет создавать как сложнейшие симфонический произведения( Шнитке,Стравинский),так и рок хиты.

»crosslinked«

Добавить комментарий