Рок-импровизация

Продолжаю серию статей посвященных обзору различных стилей импровизации.И в продолжении темы о блюзовой импровизации логичным будет рассмотреть ее более "взрослый"вариант, а именно рок-импровизацию.

В чем коренное отличие рок-импровизации от других видов,например джазовой и блюзовой?

По всей видимости, главное отличие в экспрессии,формообразовании и подходе к звуку.Хотя это условно,но все же, можно сказать,что рок-импровизация имеет более эксперсивное и простое по форме строение,чем джазовая.В свою очередь от блюза ее отличает широкое использование таких ладовых средств как минорные гаммы и лады,тональная гармония и практически обязательное наличие виртуозных элементов.

Поскольку по количеству деления на стили рок превосходит любые другие направления,то необходимо выделить несколько мейнстримовых течений рок-импровизации.Эти стили никак не связаны с контекстом их использования( то есть блюз-роковая стилистика может использовать в металле,панке,альтернативе и т.д.) и представляют лишь попытку хоть как-то объять необьятное :) .

Поскольку для рок-музыки главным инструментом является электрогитара,то и все основные стили импровизации сформировались исполнителями гитаристами.И если проанализировать рок-импровизации органистов,бас-гитаристов,клавишников,то можно заметить,что они строяться по тем же принципам,что и гитарные.

Основные направления рок-импровизации

1.Блюз-роковая

На стадии зарождения стиля   гитаристы строили свои импровизации на основе блюза,но с более агресивной подачей и другим звуком.А поскольку ранний рок-н-ролл полностью повтроряет блюзовую форму,то такое заимствование было естественным.Пример импровизации из композиции Be bop a lula:

Здесь можно увидеть много блюзовых элементов(бенды,пентатоника,фразировка,форма),но кроме того в отличии от блюза здесь ярко выражено инструментальное начало и более свободное обращение с ладами.Также характерно начало с остинатной фигуры(вертушка).Использование вертушек, в последствии, станет фирменным отличием рок-импровизаторов от Хендрикса и до Вая.

Другой формой раннего стиля рок-импровизации является импровизация в

2.стиле рокабилли

- соединение кантри,блюза и рок-н-ролла.И хотя наиболее ярко этот стиль проявляется в аккомпанементе,все же некоторые его элементы проникли в сольные партии.Классический пример соло( играется приемом Travis Picking) Скотти Мура из песни Mystery Train:

Можно заметить,что здесь использована более прямая фразировка.

Это два наиболее ярких стиля импровизации раннего рока.Такие атрибуты рок-импровизации как бэнды,вибрато,пентатоника,фразировка по принципц вопрос-ответ  появились именно в этих стилях.
Следующий стиль импровизации можно охарактеризовать как

4.хард-рок или виртуозный стиль

Пионером естественно был Д.Хендрикс,а продолжили и развивали этот стиль Д.Пейдж,Р.Блэкмор и др.Этот стиль отличается усилением инструментального начала,увеличением плотности и скорости нот,использование неблюзовых гамм,выпрямление фразировки,очень важна роль остинатного начала,работа с эффектами.И хотя многие соло основаны на блюзовых звукорядах блюзовая основа в них скорее подразумевается,чем слышиться.

Дальнейшая эволюция  рок-импровизации связаная с поиском нового звучания,которое искали как в смещении разных стилей,так и в усилении роли звуковых эффектов.

Можно выделить три большие волны которые сохранились и проникли во все стили рок-импровизации.

1.Это совмещение рок-импровизации и классической музыки

Здесь можно выделить самые разные стилистики,такие как неоклассика(смесь барокко и рока),авангард( смесь с классической).Как правило роль, импровизационного начала в этих стилях уже о менее выражена.

2.Совмещение джаза и рока

Для такого стиля характерно использование рокового ритма и фразировки в сочетании с джазовым подходом к ладу и гармонии.При преобладании рокового начала можно говорить о стиле джаз-рок,а при усилении джазового о fusion.

3.Стиль эффекты

этот стиль импровизации зарождался у Хендрикса.Такие приемы как feedback, использование wah, рычаг в последствии привели к эволюции этого стиля.Постепенно расширилась палитра, как внешних звуковых эффектов, так и внутренних( приемы игры) .Один из ярких представителей этого стиля Адриан Бэлью.

Если проанализировать более позднии формы рок-импровизации,то можно увидеть, что все они в той или иной мере основаны на вышерассмотреных.

Кроме того существуют некоторые общие принципы характеризующие рок-импровизацию.

Один из таких принципов - это "принцип конструктора".

По сути рок импровизации в 99% случаях это подготовленная импровизация т.е. просто выученное соло.

Что дает право называть нам такое соло импровизацией?От импровизации здесь остается некоторый момент стихийности и непредсказуемости,которым часто пользуются во время концерта.Однако как бы далеко не зашел импровизатор  большая часть того,что он играет это также подготовленный материал.Т.е. по сути рок-музыкант в своих импровизациях бесконечно смешивает заранее подготовленные клише и лики,которые характерзуют его стиля.Есть даже такое понятие фирменный лик - т.е. фраза характерная для определённого музыканта.

Фразировка 

Поскольку рок -это прежде всего ритмичная музыка,то для рок- фразировки характерны прямые и ясные соединения.Фраза как правило бывают либо ямбической либо хореической структуры и умещаются в небольшие построения.Вообще для рока характерно мышление небольшими фрагментами(2-4 такта) в соло и более крупными в аккомпанемента.Так образуется контраст между бесконечно повторяемым рифом и постоянно обновляемым соло.

В приведеном выше соло группы Van Halen четко прослеживается двухтактовая фразировка,по принципу вопрос ответ.

»crosslinked«

One thought on “Рок-импровизация

  1. Денис, ты обращал внимание, что у многих твоих статей нет комментариев? Твои уроки интересны для тех, кто хочет учится и узнавать, что- новое для себя. А данная статья рассчитана на профи читающего с листа, т. е. в пустоту. Проще говоря на мой взгляд все примеры должны быть видео (твой любимый сонар) или как минимум аудио (МР3)

Добавить комментарий