Рок-импровизация

Продолжаю серию статей посвященных обзору различных стилей импровизации.И в продолжении темы о блюзовой импровизации логичным будет рассмотреть ее более «взрослый»вариант, а именно рок-импровизацию.

В чем коренное отличие рок-импровизации от других видов,например джазовой и блюзовой?

По всей видимости, главное отличие в экспрессии, формообразовании и подходе к звуку. Хотя это условно, но все же, можно сказать, что рок-импровизация имеет более экспрессивное и простое по форме строение,чем джазовая. В свою очередь от блюза ее отличает широкое использование таких ладовых средств как минорные гаммы и ладытональная гармония и практически обязательное наличие виртуозных элементов.

Поскольку по количеству деления на стили рок превосходит любые другие направления,то необходимо выделить несколько мейнстримовых течений рок-импровизации. Эти стили никак не связаны с контекстом их использования (то есть блюз-роковая стилистика может использовать в металле,панке,альтернативе и т.д.) и представляют лишь попытку хоть как-то объять необьятное:).

Поскольку для рок-музыки главным инструментом является электрогитара, то и все основные стили импровизации сформировались исполнителями гитаристами. И если проанализировать рок-импровизации органистов, бас-гитаристов, клавишников, то можно заметить, что они строятся по тем же принципам,что и гитарные.

Основные направления рок-импровизации

1.Блюз-роковая

На стадии зарождения стиля   гитаристы строили свои импровизации на основе блюза,но с более агресивной подачей и другим звуком. А поскольку ранний рок-н-ролл полностью повторяет блюзовую форму,то такое заимствование было естественным. Пример импровизации из композиции Be bop a lula:

Здесь можно увидеть много блюзовых элементов (бенды, пентатоникафразировка, форма), но кроме того, в отличие от блюза, здесь ярко выражено инструментальное начало и более свободное обращение с ладами. Также характерно начало с остинатной фигуры (вертушка). Использование вертушек, в последствии, станет фирменным отличием рок-импровизаторов от Хендрикса и до Вая.

Другой формой раннего стиля рок-импровизации является импровизация в

2. В стиле рокабилли

— соединение кантри, блюза и рок-н-ролла. И хотя наиболее ярко этот стиль проявляется в аккомпанементе,все же некоторые его элементы проникли в сольные партии. Классический пример соло (играется приемом Travis Picking) Скотти Мура из песни Mystery Train:

Можно заметить, что здесь использована более прямая фразировка.

Это два наиболее ярких стиля импровизации раннего рока. Такие атрибуты рок-импровизации как бэнды, вибрато, пентатоника, фразировка по принципу вопрос-ответ  появились именно в этих стилях.
Следующий стиль импровизации можно охарактеризовать как

4. Хард-рок или виртуозный стиль

Пионером естественно был Джимми Хендрикс, а продолжили и развивали этот стиль Д.Пейдж, Р.Блэкмор и др. Этот стиль отличается усилением инструментального начала, увеличением плотности и скорости нот,использование неблюзовых гамм, выпрямление фразировки, очень важна роль остинатного начала, работа с эффектами. И хотя многие соло основаны на блюзовых звукорядах, блюзовая основа в них скорее подразумевается, чем слышиться.

Дальнейшая эволюция  рок-импровизации связана с поиском нового звучания, которое искали как в смещении разных стилей,так и в усилении роли звуковых эффектов.

Можно выделить три большие волны которые сохранились и проникли во все стили рок-импровизации.

  1. Это совмещение рок-импровизации и классической музыки

Здесь можно выделить самые разные стилистики, такие как неоклассика (смесь барокко и рока), авангард (смесь с классической). Как правило, роль, импровизационного начала в этих стилях уже о менее выражена.

2. Совмещение джаза и рока

Для такого стиля характерно использование рокового ритма и фразировки в сочетании с джазовым подходом к ладу и гармонии. При преобладании рокового начала можно говорить о стиле джаз-рок, а при усилении джазового о fusion.

3. Стиль эффекты

этот стиль импровизации зарождался у Хендрикса. Такие приемы как feedback, использование wah, рычаг в последствии привели к эволюции этого стиля. Постепенно расширилась палитра, как внешних звуковых эффектов, так и внутренних( приемы игры). Один из ярких представителей этого стиля Адриан Бэлью.

Если проанализировать более поздние формы рок-импровизации, то можно увидеть, что все они в той или иной мере основаны на выше рассмотреных.

Кроме того существуют некоторые общие принципы характеризующие рок-импровизацию.

Один из таких принципов — это «принцип конструктора».

По сути рок импровизации в 99% случаях это подготовленная импровизация т.е. просто выученное соло.

Что дает право называть нам такое соло импровизацией?

От импровизации здесь остается некоторый момент стихийности и непредсказуемости, которым часто пользуются во время концерта. Однако, как бы далеко не зашел импровизатор,  большая часть того,что он играет это также подготовленный материал. Т.е. по сути рок-музыкант в своих импровизациях бесконечно смешивает заранее подготовленные клише и лики,которые характерзуют его стиля. Есть даже такое понятие фирменный лик — т.е. фраза характерная для определённого музыканта.

Фразировка 

Поскольку рок -это прежде всего ритмичная музыка, то для рок- фразировки характерны прямые и ясные соединения. Фразы, как правило, бывают либо ямбической, либо хореической структуры и умещаются в небольшие построения. Вообще для рока характерно мышление небольшими фрагментами (2-4 такта) в соло и более крупными в аккомпанементе. Так образуется контраст между бесконечно повторяемым рифом и постоянно обновляемым соло.

В приведенном выше соло группы Van Halen четко прослеживается двухтактовая фразировка по принципу вопрос ответ.

»crosslinked«

One thought on “Рок-импровизация

  1. Денис, ты обращал внимание, что у многих твоих статей нет комментариев? Твои уроки интересны для тех, кто хочет учится и узнавать, что- новое для себя. А данная статья рассчитана на профи читающего с листа, т. е. в пустоту. Проще говоря на мой взгляд все примеры должны быть видео (твой любимый сонар) или как минимум аудио (МР3)

Добавить комментарий